Воскресенье, 05 мая 2024

Осколки памяти

Михаил Григорьевич (слева) с Марией Александровной и сослуживцами. 1944 год.

Фото: из архива семьи Ковалевских

На счету подполковника Ковалевского — тысячи боевых операций

Кому такое под силу? Только врачу. Для Михаила Ковалевского передовой была операционная. Он служил в госпитале СЭГ 5115. Ленинградский фронт. На войне — с июня 1941 года. Место призыва — Малая Вишера.

К тому времени Михаилу Григорьевичу уже было далеко за сорок. Он появился на свет ещё в XIX веке. Будучи студентом, а учился он в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, лечил раненых ещё в 1-ю Мировую. Старший сын в семье священника, воспитывавшего 11 детей. В нём всегда было что-то от другой эпохи. Интеллигентность, степенность, достоинство. Выделяла его и стать — он был высок, имел наружность, обращавшую на себя внимание.

При этом Ковалевский обладал несомненным талантом врача, был замечательным организатором. Ничего удивительного, что он стал героем военного репортажа «Известий» уже в августе 1941-го.

«Хирург Ковалевский — сплошная энергия и сосредоточенность. Это подлинный наследник благородных традиций великого русского хирурга Пирогова. Сутками без сна, лишённый иногда десятка свободных минут, нужных для еды, он лично консультирует все сложные операции и оперирует сам».

А вот строки из газеты «На страже Родины» за 1943 год: «Однажды привезли раненного в живот бойца. Вопрос о жизни решался минутами… Ковалевский тотчас приступил к операции, сделал разрез, извлёк осколок, зажав его в пинцете, высоко поднял и показал помощнице ложку, которая находилась в кармане бойца и со страшной силой была вдавлена в полость живота этим осколком».

Как и многие другие военные хирурги, Михаил Григорьевич, иной раз оставлял на память такие «трофеи», напоминающие о чудесных спасениях, о редких операциях.

Был в его коллекции и большой осколок, который мог стоить жизни ему самому. Впился в землю в каком-то шаге. Судьба, провидение? Ему, доктору Ковалевскому, нельзя было выбывать...

Возвращено 1756 человек в часть — эта цифра приведена в наградном листе за подписью начальника СЭГ 5115. Февраль 1945-го. Подполковник Ковалевский представлен к ордену Отечественной войны II степени (у него также есть орден Красной Звезды и медали). «За крупную хирургическую работу, проведенную с января 1943 года», — говорится в документе. Как пример мастерства старшего хирурга полевого госпиталя приводится «извлечение пули из спинномозгового канала на уровне 1-го шейного позвонка (отмечено в сборнике Армии 42), больной поправился».

Доктору Ковалевскому ассистировала молодая девушка по имени Мария. Его ученица. И так случилось, что и будущая жена. Несмотря на значительную разницу в возрасте никому не приходило в голову назвать их брак неравным. Что в Малой Вишере, где супруги жили и работали в первые послевоенные годы, что в Боровичах, куда они затем переехали.

https://novvedomosti.ru/images/photos/89-965-46.jpg
Супруги Ковалевские с сыном Михаилом и племянницей Людмилой. Фото из архива семьи Ковалевских

— Эта пара всегда вызывала интерес и восхищение, — говорит директор музея истории города Боровичи и Боровичского края Ирина СТОЛБОВА. — Казалось, они идеально подходят друг другу. Красивые, статные люди. Какие-то особенные, нездешние. По воспоминаниям старожилов, поначалу кое-кому их вид даже внушал подозрения: «Уж не шпионы ли?».

Михаил Григорьевич почти 20 лет был главврачом Боровичской ЦРБ. Избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся. Почётный гражданин города Боровичи. Ему и на заслуженном отдыхе не сиделось: помогал чем мог и как мог своему сменщику в районной больнице.

У него — очень много учеников, навсегда запомнивших главный и простой профессиональный принцип доктора Ковалевского: «Видеть человека в больном, сострадать ему и лечить, лечить, лечить». Это было сказано на войне. Но он всегда так поступал. Это целиком отвечало его внутренней человеческой сути. И это чувствовалось, передавалось окружающим.

— Мария Александровна, моя бабушка, вспоминала, как в госпитале раненые брали её за руку и очень просили: «Пусть вот тот усатый подойдёт», — рассказывает Наталья КОВАЛЕВСКАЯ. — От одного его присутствия им становилось легче. Бывают такие люди, с которыми хорошо и надёжно, которым хочется верить абсолютно. Думаю, мой дед был из таких. У меня мало собственных воспоминаний, всё-таки ему было уже очень много лет, когда родилась я. Но я сужу и по своему отцу — многое передалось от деда. Он был способен снимать боль, гасить тревогу. Да! Хотя и не врач.

К сожалению, Михаил Михайлович Ковалевский недавно ушёл из жизни. Долгие годы он служил новгородской высшей школе, работал в НовГУ. Там же преподаёт его дочь. Линия судьбы продолжается. Но не медицинская, не дедова. И почему же?

В ответ Наталья Михайловна поведала историю о том, как «папа не смог поступить в Военно-медицинскую академию в Ленинграде, куда дед отвёз его сам». Оценки были замечательные, но абитуриент не прошёл по… росту. Надо было метр семьдесят пять, ни сантиметром больше, а у него — метр восемьдесят пять. В тот год академия набирала курс с прицелом на службу на подводные лодки и торпедные катера. Вышли на улицу. Огорчённые, конечно. Сели на скамеечку. Михаил Григорьевич достал газету. «А посмотри, — протянул её сыну, — про МГУ пишут». Вот так и вышло, что несостоявшийся военврач поехал в Москву поступать на физмат.

В начале 1980-х, когда Михаила Григорьевича не стало, вдова обратилась в Боровичский музей. С тех пор значительную часть его коллекции документов о Великой Отечественной войне составляют документы заслуженного врача РСФСР Михаила Григорьевича Ковалевского. Передала Мария Александровна музею и «трофеи» супруга — осколки снарядов, гранат, искорёженные ложки и прочие предметы, извлечённые во время операций в полевом госпитале. Каждая военно-хирургическая реликвия была завёрнута в бумажку, надписи только поистёрлись. Мария Александровна рассказывала по памяти про тот или иной эпизод. И не могла сдержать слёз. Всё это слишком напоминало о нём — самом любимом человеке на свете.

*   *   *

В конце октября наша газета стала призёром журналистского конкурса «СеЗаМ-2020» в номинации «Недавняя давняя война». Коллектив «НВ» был отмечен за серию материалов в рубрике «Разные судьбы одной войны».

Этот проект «НВ» стартовал в декабре 2018 года и продолжается до сих пор. За это время было опубликовано 32 очерка о людях, на судьбы которых трагическим образом повлияла Великая Отечественная война.

Автором значительной части публикаций является Василий Дубовский.