Воскресенье, 22 декабря 2024

Летучая рота

К 20-летию Победы в Великой Отечественной войне танк был установлен на территории новгородского кремля, а затем перемещён в экспозицию мемориала «Освобождение Новгорода».

Фото: из архива «НВ»

О них молчат архивы, хотя они сделали невозможное

К 80-летию освобождения Новгородской области от немецко-фашистских захватчиков

Обычно в материалах, публикуемых под этой рубрикой, мы рассказываем о людях, но в данном случае речь пойдёт о танке. Причём об известном каждому новгородцу танке Т-70, находящемся на мемориале «Освобождение Новгорода».

А чем он нам известен? Что после войны был поднят со дна Ильменя и установлен в кремле, а впоследствии на мемориале? Между тем, в январе следующего года будет отмечаться 80-летие освобождения города. А наш танк в этом участвовал. Это и его юбилей. Кроме того, исполнится 60 лет операции по спасению боевой машины. И столько же лет Т-70 служит памятником Великой Отечественной войне.

Группа подводного поиска «Аквилон» при поисковом отряде «Находка» исследовала тему принадлежности танка и обстоятельств его затопления и подъёма. Обошлось без погружений под воду, это была работа с документами.

Горячий лёд

14 января 1944 года началась Новгородско-Лужская наступательная операция. После артиллерийской подготовки, длившейся почти два часа, главные силы 59-й армии генерал-лейтенанта Ивана Коровникова перешли в наступление севернее Новгорода. 20-го числа для врага всё было кончено. Но не всё так просто: в самые первые дни наступление забуксовало. Как раз на севере, где у нас был собран мощнейший кулак — 12 дивизий. 14–15 января немцы держали фронт у Подберезья. Зато наша южная группа имела успех. Подвижным отрядам из боевых аэросаней и лыжников внезапным броском через Ильмень удалось занять плацдарм, захватив несколько деревень в Поозерье — Береговые Морины, Троицу...

Немецкая оборона дала трещину. Командование, стараясь развить успех, спешно перебрасывает на юг две стрелковые дивизии. Но враг ещё не сломлен, наша пехота несёт потери, нужна поддержка. О том, чтобы использовать средний танк Т-34, нечего было и думать. На слабом ильменьском льду он обречён.

Из отчёта о боевых действиях командира 12-й инженерно-саперной бригады инженер-полковника Половнева: «15 января 1944 г.: средняя температура воздуха — 10 гр., средняя толщина льда 22–25 см., пропускали автомашины ГАЗ 1,5 тн и ЗИС 3 тн, было 7 случаев провала машин под лёд».

Дальше стало теплее: ртутный столбик показывал около нуля. Лёд таял, но танки пошли!

Давай, лейтенант!

«В армейском резерве имелся 47-й отдельный автобронебатальон, располагавший пушечными бронеавтомобилями БА-3, БА-6 и БА-10, которые были гораздо легче танков, — пишет в своём отчёте руководитель группы подводного поиска Алексей ИВАНОВ. — Но он был некомплектен. Поэтому командующий бронетанковыми войсками Волховского фронта генерал-майор Кононов своим решением создаёт отдельную (безномерную) роту».

Рота лёгких танков Т-60 и Т-70 просуществовала всего несколько дней — до 20 января. В архивах о наличии данного подразделения свидетельствуют только наградные листы, где встречаются краткие описания: 18.01.1944 ротой танков при поддержке 1-го стрелкового батальона 299 СП перерезана важнейшая магистраль противника Новгород — Шимск; 19.01.1944 благодаря умелому манёвру танковой роты т. Михайленко занята деревня Воробейка…

Лейтенант Юрий Михайленко, командир роты и единственный в ней офицер, временно откомандированный из 16-й танковой бригады, за бои на плацдарме был награждён орденом Красной Звезды. Войну он закончит капитаном, в мирное время вернётся в Одесскую область, будет работать заместителем руководителя машинно-тракторной станции (МТС).

Тебе первому

Но ещё раньше командира награду получил ефрейтор Павел Иванов, механик-водитель Т-60. Только за то, что он 15 января 1944 года вызвался первым вести свой танк по льду через озеро Ильмень. Несмотря на незнание местности, снежные заносы и слабость льда Иванов, искусно маневрируя, проложил путь для переправы всей роте. В результате танкисты, добравшись до берега, вступили в бой. Командующий бронетанковыми войсками Волховского фронта генерал-майор Иван Кононов лично вручил танкисту медаль «За отвагу». Награждён был и механик-водитель бронеавтомобиля — младший сержант Белов. Они с Ивановым стали первыми участниками Новгородской операции, чей ратный труд заслужил высокую оценку командования. В числе награждённых танкистов были также старшины Никита Глущяк и Николай Панфилов и сержант Николай Радионов.

Нам трудно представить себе пройденный ими путь — только по озеру это 4,5 километра. А боевая техника, транспорт, снабжавший плацдарм, были вынуждены выходить в бассейне Ильменя и на речной лёд. Снегопад, заносы, постоянный риск провалиться. И тогда счёт — на секунды.

Водолаз В.И. Петюх, руководитель работ Е.Ф. Модзалевский и судоходный инспектор Благовещенский на озере Ильмень после подъёма танка, затонувшего в январе 1944 г. Фото 23.10.1964

Фарватер чист

Нашему танку не повезло: потому он и памятник. Обнаружили его при специальном водолазном осмотре, проведенном в связи с жалобами судоводителей и рыбаков на препятствие прямо на фарватере, ведущем в озеро Ильмень. При низкой воде суда его задевали. В октябре 1964 года новгородские речники подняли танк. При этом останков экипажа внутри машины не оказалось. Кто были эти танкисты?

К сожалению, особый статус временной роты не дал поисковикам шансов найти хоть какие-нибудь зацепки. Никаких документов. Список погибших отсутствует. Летучая рота… 

Уже в наше время неоднократно предпринимались попытки разыскать под водой другие машины времён Великой Отечественной. Группа Иванова в 2013–2020 годах с помощью гидролокатора бокового обзора и магнитометра обследовала дно водоёмов по всем возможным вариантам путей движения войск Южной оперативной группы 59-й армии через озеро Ильмень и дельту реки Мсты (с притоками).

В 2013 году был найден грузовой автомобиль ГАЗ-ММ из 506-го отдельного минометного полка с 120-мм миномётом. А в 2021 году отрядом «Находка» был поднят и восстановлен бронеавтомобиль БА-6. В ходе поиска были также найдены объекты, не имеющие никакого отношения к военной истории: судно, два автомобиля «Жигули» и одна «Волга».

— Мы изучили множество документов Южной группы войск, — рассказывает Алексей Иванов. — И пришли к выводу, что во время боевой операции затонуло около 30 транспортных средств. Но ведь почти столько же было и поднято!

И это были усилия героические. Например, группа старшины Попова из 66-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (всего 3 человека) с 15 по 28 января 1944 года подняла с глубин до 5 метров 20 автомобилей и орудие. Работали круглыми сутками, не имея даже возможности обогреться.

Возможно, после освобождения Новгорода был поднят и танк, упомянутый в отчёте командира 12-й инженерно-саперной бригады. Всё-таки в устье Копки довольно неглубоко. Его искали — целенаправленно и добросовестно. Труды оказались не напрасными: выловили из речки «полуторку». Она теперь — машина парадная.

Между прочим, «полуторка» и танк-памятник — единственные крупные сохранившиеся объекты всех войск Волховского фронта, участвовавших в Новгородско-Лужской наступательной операции.

* * *

А ещё очень возможно, что теперь, находясь у экспозиции мемориала «Освобождение Новгорода», экскурсоводы будут говорить примерно следующее: «Перед вами лёгкий танк Т-70, из группы прорыва немецкой обороны, в январе 1944 года выполнившей героический марш по льду озера Ильмень для захвата плацдарма на левом берегу». И о том же во всякий день будет рассказывать памятная табличка у танка — такое предложение внёс командир отряда «Находка» Александр Морзунов.

Теги: Великий Новгород, освобождение, 80-летие, Танк Т-70