Четверг, 19 декабря 2024

Пока совсем не убежало

Пока наших доярок роботами не заменить

Фото: автора

Почему для нашей области важно и выгодно развивать молочное животноводство?

Ответ на этот и другие вопросы пытались дать специалисты, учёные, руководители ведущих сельхозпредприятий Северо-Запада, принимавшие участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Современные ресурсосберегающие технологии производства молока: от теории к практике».

Много или мало

То, что эта тема актуальна для области и её старается решать в меру имеющихся возможностей региональное правительство, подчеркнул в своём вступительном слове заместитель председателя правительства области Тимофей ГУСЕВ. Об этом же свидетельствует тот факт, что сейчас в нашей области молока производится в два раза меньше рациональных норм потребления. И это при том, что рядом Москва, Санкт-Петербург с их огромным рынком сбыта. Обеспечивая себя этим продуктом и поставляя его в мегаполисы, сельхозтоваропроизводители области смогли бы существенно укрепить собственную экономику. Но отрасль сдала позиции. Для сравнения: в 1986 году область произвела 281 тысячу тонн молока, в прошлом году — только 76 тысяч тонн. Правда, тогда в хозяйствах насчитывалось 120 тысяч коров, а в минувшем году — 17 тысяч. Но и эта небольшая численность снижается.

Есть и положительный факт: если 30 лет назад от коровы в среднем по области было получено по 2158 килограммов молока, то в прошлом году — 4479 килограммов. Не знали тогда доярки, что такое доильный зал, мобильная раздача кормов, более того, из-за бескормицы зимой на многих фермах приходилось запаривать в деревянных ящиках гнилую солому, молоть хвою и использовать их в качестве кормов. Нелегко приходилось славным труженицам — в их распоряжении были лишь вилы и большие корзины, в которых таскали к кормушкам силос, сено. Но в ту пору в деревнях нашей области проживало населения на 40% больше, чем сейчас.

— При нынешней численности сельского населения в нашем регионе, — считает исполнительный директор областной ассоциации «Производители молока Новгородской области», председатель правления СПК «Левочский» Александр ФЕДОРОВСКИЙ, — развитие молочного животноводства могло бы способствовать развитию не только села, но и города.

Он на конкретных примерах даёт объяснение. Так, чтобы построить и ввести в эксплуатацию новую ферму или комплекс, нужны строительные материалы, оборудование, коровы, но самое главное — нужна земля, на которой можно было бы заготавливать корма, а для этого потребуются техника, механизаторы, специалисты, которые этими процессами управляли бы. Этим людям потребуется жильё, а раз так, то нужны будут строительные материалы, потребуется прокладывать дороги, подводить газ, электричество к появившимся домам. У ребят, заканчивающих сельские школы, появится стимул поступать в техникумы, вузы на аграрные специальности, если они будут знать, что после получения диплома их ждёт интересная работа в родном селе.

Попали в сети

Александр Федоровский, призывая развивать молочное животноводство, тут же задаёт себе вопрос: «Как его развивать, когда сегодня у производителей молока много проблем с его сбытом, падают закупочные цены?». Это, по его мнению, связано с тем, что переработчики используют для изготовления продукции много сухого молока и им не нужно в больших количествах цельное молоко. Следующей проблемой Александр Федоровский считает большое количество фальсифицированной, сравнительно дешёвой молочной продукции на полках магазинов. В ней присутствуют различные добавки, особенно много пальмового масла, что не может не сказываться на здоровье тех, кто её употребляет.

Как бороться с теми, кто производит фальсификат? Александр Федоровский выход видит в ужесточении наказания. Сегодня штраф для юридических лиц за такую продукцию составляет от 20 до 30 тысяч рублей, но для них это ничего не значит, так как этот штраф они компенсируют за час работы. Выход? Он предлагает поступать, как в Европе, где размер штрафа достигает годового дохода предприятия, поэтому там не рискуют выпускать фальсифицированную продукцию. Ещё Александра Федоровского как руководителя хозяйства и ассоциации беспокоит поведение некоторых торговых сетей.

— Молочная продукция «Левочского» ценится на рынке за своё высокое качество, — сказал он. — Мы поставляем её в магазины сетей «Осень», «Квартал» в Великом Новгороде. Они на неё делают наценку от 10 до 15%. Нас это устраивает. А что делают «Карусель», «Перекрёсток», куда мы месяц назад зашли? Наценку подняли до 48%. Что в итоге? Наше молоко на прилавках по 67 рублей, а рядом продукция из сухого сырья за 50 рублей. Редко кто из покупателей вникает, из чего молоко сделано, для них главное — более низкая цена. В результате пролежавшее долгое время на полке молоко возвращается хозяйству, мы несём убытки.

Что нужно инвестору?

За счёт чего можно увеличить производство молока в нашей области? Тимофей Гусев в решении этой задачи на первое место ставит создание и развитие крупнотоварных комплексов. Но тут же говорит, какие при этом имеются трудности. Например, к нам приходят инвесторы, готовые строить большие молочные комплексы, а мы не можем предоставить им то количество земли, которое они просят. Да, она есть, в большинстве случаев не обрабатывается, но забрать её у нерадивых хозяев сложно, требуется много времени.

— Давайте зададимся вопросом: почему приходящие к нам инвесторы хотят строить молочные комплексы на 2600 коров? — обращается к собравшимся Тимофей Борисович. — Они до мельчайшей подробности всё сосчитали, проанализировали и знают, что при таком поголовье смогут организовать технологический процесс так, что их бизнес выдержит колебания на рынке цен на молоко в пределах от 27 рублей до 19 рублей за килограмм без потерь.

Нашим хозяйствам, имеющим по 300–400 коров и применяющим устаревшие оборудование и технологии, продажа молока на перерабатывающие заводы не приносит желаемого результата. Что делать? Выход предложил врио директора Северо-Западного научно-исследовательского института экономики и организации сельского хозяйства Владимир СУРОВЦЕВ.

— Да, крупное производство необходимо, и оно играет большую роль, — сказал учёный. — Но почему шведский фермер держит 120 коров и имеет хороший доход, живёт безбедно? Потому что у него на ферме компьютер, в памяти которого — более сотни различных показателей, применяются последние достижения науки, цифровые технологии. А поголовье, дающее в год свыше 13 тысяч килограммов молока, доят два дояра-робота. Всё это вместе взятое позволяет ему минимизировать затраты, быть конкурентным на рынке.

Производители, объединяйтесь!

По мнению Владимира Суровцева, в нашей области нужно развивать небольшие животноводческие фермы. Тимофей Гусев добавил, что и без развития существующих хозяйств молочную отрасль вряд ли удастся поднять. По его убеждению, сегодня хозяйства при имеющемся поголовье скота в состоянии производить в два раза больше молока. Назывался областной рекордсмен — ООО «Передольское», где надой — свыше 8000 килограммов молока от коровы в год. Но в то же время в области есть немало хозяйств, где получают по 3500–4000 килограммов молока. Вот он — резерв, и его необходимо использовать.

От руководителей сельхозорганизаций прозвучал закономерный вопрос: «Увеличим производство молока. А что мы с ним будем делать?». Тимофей Гусев выход видит в кооперации сельхозпредприятий и привел пример из Владимирской области, где несколько сельхозпредприятий создали кооператив, выкупили молокозавод, провели на нём реконструкцию и делят между собой полученную прибыль. Почему бы у нас в области не пойти по этому пути? Ведь из бюджета оказывается большая грантовая поддержка кооперативам. Объединившись, сельхозпредприятия смогут организовать переработку произведённого молока, реализовывать полученную продукцию на рынках Москвы, Санкт-Петербурга. Конечно, задача не лёгкая, но в сельском хозяйстве разве что-то даётся легко?