Понедельник, 29 апреля 2024

Птица хорошо, а коровы — лучше

Трофим Юрко: «И вот сейчас, через двенадцать лет после того, как я стал фермером, о сделанном тогда выборе не жалею»

Фото: автора

Молодой фермер Трофим ЮРКО преуспел в развитии своего хозяйства, подтвердив, что инициативным людям любые задачи по плечу

Фермерское хозяйство Трофима Юрко — одно из крупных в районе. На его базе впору создавать школу передового опыта, на занятиях в которой ребятам, решившим создавать крестьянские хозяйства, можно было бы рассказывать и показывать, чего могут добиться инициативные, предприимчивые люди.

— Да ничего особенного я еще не достиг, — показывая свое производство, скромничает тридцатитрехлетний Трофим. — Так, потихоньку идем вперед, развиваемся. Проблемы? Разумеется, они есть. А как без них? Главное — не опускать руки и уверенно идти к поставленной цели.

Это он на себе проверил, доказал. Первый шаг был сделан, когда еще работал на птицефабрике электромехаником. В то время Трофиму не было и двадцати лет, а он завел личное подсобное хозяйство, да какое! Некоторым сельским жителям держать одну корову — в тягость, а у него их было четыре. Приходилось вставать в 5 часов утра, чтобы до ухода на работу накормить буренок, а летом в обеденный перерыв с подойником бегал в поле подоить своих, как он с почтением называет, кормилиц. Хотя тяжело было, но молоко приносило ему неплохой доход, из покупателей выстраивалась очередь.

— Судя по вашему рассказу, все складывалось хорошо: были любимая работа, свое хозяйство, а что же побудило совсем уйти в фермерство? — поинтересовались мы у Трофима.

— Причин несколько. Главная заключалась в том, что закрылась птицефабрика, и нужно было думать, чем заняться. Конечно, со своей специальностью, которую я получил после окончания техникума, мог без проблем устроиться в Боровичах. Не хвастаясь, скажу, что заманчивых предложений в городе было много, но мне захотелось живой, интересной работы. И вот сейчас, через двенадцать лет после того, как я стал фермером, о сделанном тогда выборе не жалею.

Чего же он добился за эти годы? Чтобы не распылять свои силы и средства, Трофим целенаправленно решил заняться выращиванием бройлеров. Но тут встал вопрос: где для них найти подходящее помещение? Осмотрев в округе постройки, он обнаружил пустующее уже длительное время здание. Правда, вид у него был плачевный, проведенное обследование показало, что требовался большой ремонт, но это не смутило молодого фермера. Постепенно, приведя часть здания в порядок, он провел электричество, воду, установил вытяжную вентиляцию, современное оборудование для выращивания домашней птицы: специальные кормушки, ниппельные поилки. Как лучше организовать ведение этого бизнеса, изучал у лучших фермеров Ленинградской области и Республики Карелия. Все это позволило добиться хороших результатов.

— Обычно я брал суточных бройлеров и выращивал их 40—42 дня, за это время они прибавляли в весе свыше двух килограммов, — говорит Трофим Юрко. — Выращенная птица шла на забой, а на ее место ставился молодняк. Таким образом, получался замкнутый цикл. Мясо в основном шло в Санкт-Петербург в кафе и рестораны, там оно ценилось за свое высокое качество, так как бройлеров выращивал на кормах без химических добавок.

Все было хорошо, но спустя несколько лет ситуация на рынке поменялась, спрос на курятину падал, предприниматели в Северной столице стали снижать заказы. Тут Трофим задумался, чем бы ему при сокращении поголовья птицы еще заняться. Просчитывал различные варианты. Хотел остановиться на выращивании картофеля, овощей, но техники, хранилища для этого нет. Появилась мысль откармливать свиней, но побоялся африканской чумы. Единственным и верным решением было завести коров.

Вначале купил одну, затем — другую. Сейчас их у него четыре. Ему хотелось бы иметь и больше, но на покупку нет денег, и так кредит использовал. Коровы у Трофима Юрко хорошие, много молока дают, но все равно его не хватает, покупатели просят больше. Уже о стаде в десять голов задумывается.

Обойдя ферму, мы спросили Трофима: как удается справляться с таким большим хозяйством?

— А разве я один работаю? Жена помогает, дети, которых у нас четверо. Правда, еще не все могут работать. Тася, которой 11 месяцев, любит побольше поспать, две старшие дочки по дому помогают матери, а тринадцатилетний сын Даниил уже коров доит, стойла чистит, мечтает быть фермером. Ради детей и стараюсь.

И это хозяйство, и построенный большой, красивый дом, пожалуй, один из лучших в Егле, появились не только благодаря стремлениям и настойчивости фермера, но и той помощи, которая была оказана ему государством.