Дачная амнистия упрощает порядок процедуры регистрации построек, но не смягчает нормы, предъявляемые к этим объектам
«Российская газета» провела горячую линию с читателями по актуальным темам загородной жизни. На вопросы владельцев земельных участков и возведенных на них объектов отвечали генеральный директор Московского областного БТИ Роман Ларин и эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко. «Новгородские ведомости» присоединились к этой беседе: смогли задать гостям «РГ» вопросы от своих читателей и получили на них ответы.
— Каковы будут особенности регистрации незарегистрированных объектов: сараев, гостевых домов и других на территории дачных участков?
— Действительно, в отношении некоторых объектов недвижимости существуют особенности государственной регистрации прав (ГРП). Так, в отношении жилых и садовых домов требуется предварительно соблюсти уведомительный порядок строительства или реконструкции. Для ГРП потребуется представление соответствующих уведомлений. Для ГРП хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования (например, сараев, бань), гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, получение разрешения на строительство или прохождение уведомительной процедуры не требуется.
ГРП таких объектов осуществляется в упрощенном порядке: достаточно представить технический план, подготовленный на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.
В настоящее время существует несколько законодательных инициатив с различными сроками продления дачной амнистии (до 01.03.2020, до 01.03.2022). В случае ее продления для жилых и садовых домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, также не потребуется направление уведомлений.
— Что делать со стихийными объектами, которые строились ранее? Пойдут ли власти на уступки тем, у кого уже все это построено, или заставят сносить объекты и жестко соблюдать закон?
— Органы власти обязаны действовать в пределах предоставленных полномочий и строго в рамках действующего законодательства. В случае если объекты построены с нарушением норм действующего законодательства, такие объекты являются самовольными постройками.
Например:
- объекты возведены или созданы на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка не допускает строительства на нем данного объекта;
- объекты возведены или созданы без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с градостроительными параметрами, установленными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (для жилых домов — не более 3 надземных этажей, высотой не более 20 м).
Для застройщиков и пользователей таких объектов существуют риски предъявления им соответствующих требований. При этом снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие осуществляется застройщиком за свой счет.
— Случается, что на муниципальном уровне по-разному истолковывают законы, связанные с регистрацией загородной недвижимости. Будут ли представители власти дополнительно разъяснять законы для населения?
— Действительно, не все нюансы, тонкости законодательства доступны обычным гражданам — непрофессиональным участникам рынка недвижимости. Зачастую граждане также сталкиваются с различной правоприменительной практикой.
Эти факторы наряду с отсутствием в ряде случаев единой и эффективной системы информирования граждан о произошедших серьезных изменениях в регистрационных процедурах негативно сказываются на защите прав интересов как населения, так и государства, вовлечении объектов в гражданский и налоговый оборот.
Необходимость закрепления обязанности органов местного самоуправления информировать граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках, на землях ИЖС и о процедуре оформления прав на эти дома предусматривается законопроектом № 707989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенным в Госдуму рядом депутатов Госдумы. По мнению разработчиков законопроекта, данные предложения призваны защитить права дачников — владельцев построенных домов и упростить адаптацию населения к новым условиям дачного строительства.
Следует отметить, что в ряде регионов уделяют особое внимание информированию и помощи жителям. Помимо регулярных выездных встреч в муниципальных образованиях с садоводами и дачниками проводятся бесплатные консультационные центры в МФЦ и офисах БТИ, где специалисты готовы ответить на все вопросы, касающиеся оформления недвижимости.