Четверг, 19 декабря 2024

Кому работа, кому отдых

Длина изъятых браконьерских сетей идёт на километры

Фото: автора

Оказывается, никто не знает, сколько рыбы в Ильмене

Тема вылова рыбы, сохранения ее запасов в Ильмене и в других водоемах — одна из самых обсуждаемых жителями области. Она актуальна и для рыбопромысловиков, и для рыбаков-любителей. Есть две непримиримые позиции: одни утверждают, что рыбы много, другие — что удочкой уже на уху не поймать. В ситуации пытался разобраться экспертный совет при комитете по природопользованию и сельскому хозяйству областной Думы.

Накажем, если поймаем

Конечно, одна из главных претензий высказывается рыбоохране. Почему до сих пор на улицах города продается браконьерская добыча, а в Ильмене их нелегальные сети постоянно «клюют» на блесны спиннингистов?

— Не нужно сгущать краски, — парирует начальник отдела рыбоохраны по Новгородской области федерального агентства по рыболовству Игорь Викторов. — За последние пять лет за нарушения правил рыболовства было наложено штрафов на 16,8 млн рублей, материалы на 181 нарушителя переданы в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

Да, суммы штрафов за нарушения правил рыболовства выросли на порядок. К примеру, если раньше браконьер за незаконный вылов судака платил 250 рублей, то сейчас — свыше 3000 рублей. Но не строгость наказания интересует членов экспертного совета. Краеугольный вопрос — вылов рыбы в Ильмене во время нереста. Некоторые областные депутаты выступают за полный его запрет.

— Я живу в Старой Руссе, рыбак-любитель, и вижу, что у нас творится: реки сетями, мережами перегорожены, рыбе не пройти на нерестилища. Поэтому ее становится все меньше, — отмечает Александр Кашицын.

Разговор о запрете всякого лова в период весеннего нереста рыб ведется уже много лет. Но единого мнения даже у членов экспертного совета нет. Председатель правления некоммерческого партнерства «Новгородские рыбопромышленники» Наталья Емельянова считает, что весной рыбаки выставляют мережи в местах, где рыба не нерестится, а плотва, окунь, густера, размножаясь, подрывают кормовую базу ценных пород рыб.

— А на каком основании запрещать? Что, наука провела исследования и доказала, что это нужно делать? Запретим, и что? Промысловики, которых у нас с каждым годом и так становится все меньше, окажутся два месяца без работы, — заявила Емельянова. — Другой работы нет, а им нужно семьи кормить.

Уходящая профессия?

По статистике, 15 лет назад промыслом рыбы на Ильмене занимались 450 человек, сейчас — 120. В профессии остались в основном люди старшего поколения. Но сторонники запрета весеннего лова неумолимы: «Раз у них нет другой работы, то что — последнюю рыбу в Ильмене пусть черпают?».

— Предложения о запрете рыбного промысла на Ильмене в период весеннего лова были и раньше, и мы их поддерживаем, — сказал Игорь Викторов. — Но они отклонены на заседании ученого совета Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства имени Л.С. Берга. Потому что нет достаточно глубоких и всесторонних исследований учеными новгородского филиала ГосНИОРХа. За коллег вступился заведующий кафедрой экологии и природопользования Института сельского хозяйства и природных ресурсов НовГУ, кандидат химических наук Владимир Литвинов: «Новгородский филиал института располагает слабыми кадрами, у него плохая материально-техническая база, недостаточное финансирование, маленькие зарплаты. Все это приводит к таким результатам».

После нас хоть… пакет

На совете досталось и рыбакам-любителям. В основном за загрязнение водоемов стеклянной и пластиковой тарой, за выезд на автомобилях на лед в зимний период. Тут опять вспомнили о рыбоохране, точнее, о ее отсутствии.

— Я на озере почти каждые выходные и вижу, что любительский лов многими новгородцами превращается из отдыха в самый что ни на есть промысел, — отметил депутат Валерий Гайдым. — Жерлиц в зимнее время выставляют десятки, а то и сотни. Идет варварское истребление щуки. В районе Замленья я видел штабеля лежавших замерших щук, весом где-то 5—7 килограммов каждая. Столько будет недополучено молоди?!

Все сошлись в главном — браконьеры слишком вольготно чувствуют себя на озере. А что будет, если разрешить лов жерлицами, о котором разговор ведется многие годы? При сегодняшней численности инспекторов в рыбоохране контроль наладить не получится.

Ольга БОРИСОВА, заместитель председателя областной Думы, председатель экспертного совета:

— На заседании экспертного совета мы стараемся всесторонне рассмотреть работу рыбного комплекса нашего региона. Выявили и слабые места, но самое главное – нашли пути их решения. Так, в целях усиления борьбы с браконьерством предложено внести изменения в закон Новгородской области «Об административных правонарушениях», предусмотрев в нём административную ответственность за незаконную реализацию водных биоресурсов и продукции из них. Эта поправка, по мнению наших экспертов, будет способствовать ликвидации произвольной уличной торговли рыбой и браконьерства на водоёмах в целом.