Четверг, 26 декабря 2024

«Плохой» характер

Виктор Савенков: «Много раз себя ругал, что пора успокоиться и не загружаться новыми хлопотами и заботами. Не получается».

Фото: автора

Почему руководитель крупной новгородской компании сам держит коз, копает грядки и колет дрова

Генеральный директор боровичской «Короны» Виктор САВЕНКОВ слывёт человеком увлечённым. Работой и своей родной деревней в Любытинском районе. Объём бизнеса лишь подтверждает безоговорочную успешность этого предпринимателя. Впрочем, только заботами о малой родине его внимание давно не ограничивается.

— Виктор Васильевич, ваше дело уже давно вышло за рамки деревни, а вы настойчиво возвращаетесь в новгородскую глубинку.

— Деревня Большие Светлицы Любытинского района — моя малая родина. Отсюда начинался мой жизненный путь, здесь я с малых лет приобщился к крестьянской жизни. Она нелегкая, но мне нравилась. Я так себя и видел — человеком, работающим на этой земле. Поэтому окончил сельскохозяйственный институт по специальности инженера-механика и пошел работать в совхоз.

— Но проработали там недолго...

— Вы намекаете, что я перебрался на спокойное местечко в райком комсомола? Знаете, сколько раз меня упрашивали, сколько раз я отказывался? Согласился, когда старшие товарищи объяснили свою точку зрения: «Не сопротивляйся, а дорожи, что тебе оказано такое доверие. В районе достойных кандидатур много, а остановились на тебе».

В то время первый секретарь райкома комсомола не сидел в теплом кабинете. Резиновые сапоги, курточку и — на фермы, в поле, где шли сев или уборка. Молодежи тогда на селе было много, в каждом совхозе были комсомольские организации. Вперед, к трудовым свершениям! Мы все верили в этот путь.

— А что вас заставило уехать из Любытинского района в Боровичи?

— У нас с районным руководством возникли серьезные разногласия. Понял, что не сработаемся. Но с Любытинским районом я не расставался. В Больших Светицах мы с чистого листа создали хозяйство. Часть старых помещений реконструировали, много построили новых. Стали постоянно держать на откорме около 200 бычков и столько же овец. Бычков закупаем семимесячного возраста у сельхозпредприятий нашего и соседних районов. Кормим их хорошо, и это позволяет получать среднесуточные привесы свыше одного килограмма, что является довольно высоким результатом.

— Ваше хозяйство всегда ставят в пример по грамотному севообороту.

— Я как специалист сельского хозяйства в этом не вижу ничего особого. Как без севооборота можно эффективно заниматься земледелием? Это же прописная истина. У нас — свыше 200 гектаров пашни. На ней с учётом лучшего чередования культур сажаем порядка 70 гектаров картофеля, по 5 гектаров капусты, моркови, свеклы. Кроме того, сеем вико-овсяную смесь на корм скоту, есть и многолетние травы. Мы наше животноводство полностью обеспечиваем грубыми и сочными кормами. Причём отличного качества. Весь сенаж, а это 1500 тонн, заготовляем только в полиэтиленовой упаковке. Уборка трав у нас начинается в ранней фазе, когда в них содержится максимальное количество питательных веществ, и длится не более двух недель.

— Но ведь чтобы добиться таких результатов, необходимы немалые первоначальные капиталовложения. Откуда деньги?

— Мы из этого тайны не делаем. Когда открыли хозяйство, поняли, что без техники нам нечего делать, и сразу же купили её на 40 млн рублей. Затем были вложения в реконструкцию дворов, в новое строительство. Все перечислять долго, скажу, что в общей сложности в хозяйство направлено более 130 млн рублей. Это — средства нашей компании. Взамен мы получаем картофель, овощи, мясо, которые используются при изготовлении нашей пищевой продукции.

— У жителей Светиц появилась надежда на будущее?

— Когда поля пашутся и засеваются — это здорово! Это и люди замечают. Есть работа, есть и уверенность в завтрашнем дне. Открыв наше сельхозпроизводство, мы создали 15 рабочих мест. В период полевых работ ещё свыше 20 человек привлекаем. Механизаторы на заготовке кормов, уборке урожая в месяц зарабатывают свыше 60 тысяч рублей, животноводы, правда, поменьше.

— Но забот об одном сельхозпредприятии вам, видимо, не хватило. Почему решили поднять ещё одно, теперь уже в Мошенском районе?

— Я уже сколько раз себя ругал, что пора успокоиться, не перегружать себя новыми хлопотами и заботами. Не получается. Одно сделаю, тут же берусь за другое. Наверное, это плохо, но я ничего не могу с собой поделать — характер. А с Мошенским получилось так. В марте прошлого года мне позвонил глава района и говорит: «Виктор Васильевич, мне больше не к кому обратиться, вся надежда на тебя». Я ему: «Что случилось? Чем могу помочь?». «Хозяйство нужно взять», — отвечает. Я даже не сразу сообразил, о чем идет речь. А когда понял, говорю: «Ты ничего лучшего не мог придумать?».

Долго упрашивал, но я так ничего и не пообещал. Три дня в голове перебирал слова главы: «Зарплату людям нечем платить, кормов нет, горючего тоже, земля не пашется, фермы разваливаются, народ в отчаянии, коров придется сдать на мясо». Тут снова звонок от главы: «Виктор Васильевич, так ты согласен?». Я ему отвечаю: «Давай съездим в это хозяйство, посмотрим на него, а уж потом приму решение».

— И что на месте увидели?

— Скотные дворы — в ужасном состоянии, сквозь прохудившиеся крыши капает вода на коров. Я за голову схватился: «Сколько же нужно средств сюда вложить, чтобы все это привести в надлежащий вид!».

— И все-таки согласились?

— Да. И в первую очередь мы решили вопрос с реализацией молока. До этого сельхозпредприятие сдавало его на молокозавод в райцентре, но он за молоко не рассчитывался, и долг достиг 12 млн рублей — огромная для небольшого хозяйства сумма. Теперь произведённое молоко по более высокой цене стало поступать на наше предприятие в Боровичах, и люди вовремя получают зарплату, которая тоже увеличилась.

В прошлом году мы начали пахать землю. Засеяли 80 гектаров вико-овсяной смесью, поэтому удалось заготовить достаточное количество кормов. Людям, работающим в поле, мы возили горячие бесплатные обеды из Боровичей. Чтобы обеспечить качество и сохранность заготавливаемой силосной массы, вынуждены были заняться ремонтом разбитых железобетонных траншей. С этой целью была создана специальная бригада. На восстановительные работы ушло почти 20 тонн цемента и несколько «миксеров» готового бетона. Осенью были посеяны озимые зерновые культуры, сейчас готовимся к весенним полевым работам.

— Я был в Ореховне, где находится ваше хозяйство, и видел, какая большая работа проведена по ремонту ферм. Ставку делаете на животноводство?

— Именно на него. Это — самая доходная отрасль. Как только завершим ремонт скотных дворов, возьмемся за обновление дойного стада. В планах — иметь коров, дающих не менее 7000 килограммов молока в год. Думаем в Ореховне открыть цех по выпуску разных видов сыров. Это — новые рабочие места, что и для деревень в округе очень важно.

— Рабочие руки, предположим, найдете, а специалистов?

— Работаем над этим. Я встречаюсь со школьниками, рассказываю о перспективах развития нашего хозяйства в Ореховне. И не только рассказываю, но и призываю ребят поступать учиться в сельхозтехникумы, сельхозинституты. Два человека уже откликнулись на наше предложение и заключили с нами договоры. По ним мы будем выплачивать за время учебы свою стипендию — по 12 тысяч рублей в месяц.