Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Под знаменем председателя

По выражению Иваныча, руководитель должен быть как бархат. То есть уметь быть мягким и одновременно в некоторых вопросах проявлять жёсткость.

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Почему колхоз «Верный путь» пережил страну

Кажется, что колхозы остались лишь воспоминанием о советском государстве. Сложно представить, как они могут вписаться в современные экономические реалии. Между тем в 35 километрах от Великого Новгорода, в Батецком районе, больше 90 лет живёт и работает колхоз «Верный путь». Только в годы Великой Отечественной войны в период оккупации он прекратил свою деятельность.

В наши дни колхоз объединяет две деревни — Григорьево и Чёрное, занимается в основном производством молока и мяса. С 1991 года им руководит Анатолий Иванович ОВЧАРУК. Как знать, если бы не он, возможно, старейшее сельхозпредприятие Новгородской области тоже кануло бы в Лету с огромным множеством других колхозов и совхозов.

Музейная комната Иваныча

Асфальтовую дорогу, подразбитую, но всё же ещё сносную окутал утренний туман. Ковбой на лошадке поторапливает на пастбище стадо коров-пеструшек. Пока не ударили первые морозы, бурёнкам дают простор. Вдалеке виднеется купол Вознесенской церкви. Такая картинка нравится городским. По словам Иваныча (а в колхозе к председателю обращаются только так), автомобилисты, когда видят ухоженные поля, стога сена, коров, часто съезжают на обочину трассы, чтобы сфотографировать здешнюю лепоту.

Кабинет Овчарука словно музейная комната: стены обиты лакированным ДСП — особый шик советских интерьеров, непрезентабельная круглая печка, с левой стороны письменного стола — бюст Ленина со снопом колосьев, справа — кумачовые знамёна: одно — переходящее (за успешное выполнение плана в социалистических соревнованиях), другое — победителю Ленинской трудовой вахты. Их Анатолий Иванович ни за какие деньги не продаст.

Как-то раз к нему в гости пожаловала американка, пожелавшая своими глазами увидеть, что из себя представляет колхоз. И ей до того приглянулись красные полотна стягов, что не удержалась и накинула их на свои плечи со словами: «Красивое платье получилось бы». А Иваныч вежливо так дал понять, что наследие не отдаст.

Судя по холоду и чистоте в кабинете, Овчарук редко бывает в нём. С документами работает в бухгалтерии, а большую часть времени проводит в полях, на скотном дворе или в ремонтном цехе. Больше 40 лет он трудится в «Верном пути».

— Я приехал с Украины, чтобы учиться и потом участвовать в программе подъёма Нечерноземья. Из моего села в Винницкой области в Новгород тогда отправились больше двадцати ребят, — рассказывает Анатолий Иванович. — В 1979 году окончил аграрный техникум имени 50-летия ВЛКСМ. Планировал, что поеду в Боровичский район, но по распределению попал в Батецкий. В колхозе меня сразу назначили бригадиром комплексной бригады, в которой было тридцать мужиков. Некоторые, конечно, за спиной говорили, мол, хохол свои порядки устанавливает. Но надо отдать должное, люди слушались.

На самом деле корни у председателя не украинские, а польские. Анатолий Иванович выяснил это относительно недавно, когда его племянники на родине решили узнать о своих предках. Сам Овчарук по поводу родословной лишь посмеивается.

О бартере, кредитах и импортозамещении

Как говорит Иваныч, чтобы состояться председателем колхоза, нельзя морально раскисать, опускать руки и вести себя так, чтобы потом об этом судачили. В общем, следует ежедневно показывать такой пример поведения, чтобы даже любители «залить за воротник», которых Овчарук деликатно называет депрессивными, попробовали бы воздержаться от пагубной привычки.

В середине 1980-х годов Анатолий Иванович, уже обзавевшийся своей семьёй, засобирался вернуться в Украину. Но у предыдущего председателя на Овчарука были другие планы. Он убедил его остаться, перевёл к себе в замы, а спустя время и вовсе предложил стать председателем.

— В начале 90-х часто слышал от людей, что их не устраивает слово «колхоз». Приходилось убеждать: какая разница, под каким флагом ходить, лишь бы жилось хорошо. В области стали появляться хозяйства с частной формой собственности — ООО, но от них сейчас ничего не осталось. А количество крупных ЗАО можно пересчитать на пальцах. Сложно было. К сожалению, строительство нового комплекса не удалось завершить. Жили по бартеру: Воронеж нам сахар, растительное масло, табак поставлял, а мы ему — мясо и сливочное масло. Выручила и смекалка: благодаря добыче песка в карьерах, что рядом с нами были, мы получали солярку, стройматериалы, — вспоминает Анатолий Иванович. — Доярки однажды сообщили о забастовке: «Не будем коров доить, зарплата не устраивает!». Приезжаю к ним, спокойно разговариваю. Чтобы разрядить ситуацию, анекдот рассказываю, вроде напряжение спадает. Так конфликты и старался гасить. И самое примечательное, что никто так и не изъявил желание уйти в фермерство.

Сегодня в штате «Верного пути» около 50 человек. Вопросы глобального характера — что приобретать, а что не надо, как распределить имеющиеся средства — решаются в колхозе коллегиально. Иваныч с коллективом советуется.

Колхоз на плаву, своими силами обеспечивает скот кормовой базой. Но вот свободных денег на развитие хозяйства, покупку комбайна, обновление коровников не найти. Председатель несколько обижен, почему для фермеров предусмотрены гранты, а для колхозов — нет. А в «Верном пути», между прочим, 800 голов крупного рогатого скота.

Анатолий Иванович с бухгалтером потратили кучу времени, чтобы подготовить пакет документов на получение льготного кредита в банке. А там отказали, даже коммерческий не одобрили. Думал, что с объявлением в стране политики импортозамещения отечественное натуральное молоко станет больше цениться, а молокозаводы, напротив, взяли и уменьшили закупочные цены.

Впрочем, Овчарук и его «Верный путь» давно живут по поговорке: «По одёжке протягивай ножки», и стараются не унывать. Так что изображение задорной коровы на современном логотипе колхоза далеко не случайность.