Четверг, 19 декабря 2024

Василий Дубовский

Точка старта

Пока поголовье КФХ умещается в восстановленном родильном блоке.

Фото: Василия ДУБОВСКОГО

Дед поднимал ракеты, а внук хочет поднять производство молока

Юрий БЕЛОВ, владелец КФХ «Святогорша», — новое лицо нашего сельского хозяйства. Говорит, что восстанавливает колхоз. Хозяйство располагается на бывших колхозных полях (что-то выкуплено, что-то взято в аренду, что-то предоставлено по программе «Новгородский гектар») и на бывшей его ферме. Планирует обрабатывать 1770 гектаров и держать 400 голов дойного стада.

Названные цифры — на вырост. В соответствии с бизнес-планом, расписанным до 2033 года. Есть нюанс: если будет поддержка сельхозпроизводства от государства, то развитие пойдёт быстрее. Но уже нынешней весной КФХ готово включить в севооборот 450–500 гектаров, имея технику ровно на такой масштаб.

А ведь Белов здесь — без недели год. 9 мая прошлого года был в гостях у товарища, который занимается овцеводством в Старорусском районе. Ездили в деревню Утушкино на возложение венков на воинском мемориале. А затем возник разговор, нет ли поблизости бывшего животноводческого комплекса. «Есть!» — и друг показал ему Святогоршу.

— Место мне понравилось, — рассказывает Юрий. — Хотя кругом предсказуемо царила разруха — столько лет в запустении! Тонны мусора. Но было понятно, что можно возродить молочно-товарную ферму. Разыскал последнего собственника строений, поторговавшись, ударили по рукам.

Вопрос: зачем? 30-летний парень, у которого вроде в Северной столице «всё очерчено» — семья, работа, едет в провинцию и находит там себе агропромышленное приключение в виде полуразрушенной фермы, откуда всё мало-мальски ценное для народа давно растащено. Говорит, что у него в детстве настольной книгой была «Как стать фермером?». В жизни бывают такие моменты, когда понимаешь: вот сейчас, пора.

Надо сказать, у Белова был (и никуда не делся) ресурс — строительный бизнес, вполне сочетаемый с задачей на селе. Это могло облегчить восстановительные работы. Уж точно не надо нанимать сторонние фирмы, переживать по поводу цен, которые те могут затребовать, и качества.

Юрий БЕЛОВ: «В детстве у меня была книга «Как стать фермером?». Фото Василия ДУБОВСКОГО

Завезли модули — это почти как однокомнатные квартиры. Всего по минимуму, но надо же где-то жить руководству предприятия. Ремонт начали с крыши: понадобилось почти 5 тысяч квадратных метров кровельного материала! Потом привели в божеский вид помещения родильного блока фермы. В августе там появились первые новосёлы. Сегодня тут обитает настоящий рогатый интернационал: коровы, овцы, козы. Есть уже собственный приплод.

Юрий не без гордости (это чувствуется) показывает своё поголовье.

— Козочки у нас в основном нубийские. Эту породу отличает высокая плотность молока, оно имеет большое содержание белка, очень сыропригодное.

— Маленьких все любят, — объясняю свою задержку возле козьего семейства.

— Именно по этой причине, — продолжает Юрий, — мы планируем козлятотерапию. Я видел у одного фермера, как это работает. Люди специально приезжают понаблюдать за животными, пообщаться с ними.

Особняком держится на ферме единственная непарнокопытная — ослица Домино.

— Она и на всю область одна такая, — говорит хозяин. — Купим повозку, будем катать детей. Это — любимица моей жены. Я же мечтаю о конюшне. Если получится построить её лет через пять-шесть, это будет замечательно.

По мере ремонта остальных помещений родильный блок, видимо, будет использоваться для содержания мелкого рогатого скота. Что касается КРС, то буквально накануне нашей встречи с Юрием он уже успел побывать в областном центре и составить договор о покупке породистого молодняка.

— Договорились о приобретении 50 нетелей в СПК «Левочский» — там лучшее в регионе стадо айрширской породы. Как только подготовим корпус, организуем завоз из Хвойнинского района. Да, Юрий Петрович?

Юрий Лаврентьев — зоотехник КФХ. Он когда-то и в колхозе «Союз» работал зоотехником. И ферму эту помнит прекрасно. Думал ли он, что она ещё пригодится и что он сам вернётся сюда как специалист?

— Признаться, не рассчитывал, — отвечает он. — Я был очень удивлён. Тем приятнее такое развитие событий.

Сейчас в КФХ — 15 работников. Но с выходом производства на полную нагрузку планируется штат до ста человек.

— У нас ещё очередь будет на рабочие места, — считает управляющий КФХ Дмитрий ПОЕЗД. — Я уверен! Тем более мы здесь первые такие. Когда последний раз на поля выходил скот?

Дмитрий работал в строительной фирме главным механиком. Но дал себя уговорить — уехал из Питера, стал управляющим КФХ.

— Это потому, — поясняет, — что у меня всегда были планы перебраться за город.

По мнению Юрия Белова, в обозримом будущем наша жизнь станет не такой центростремительной, как сейчас. И вообще нас ждут немалые перемены. Хватит жаться по большим городам. Уже стала трендом компактность — строятся и приобретаются квартиры-студии площадью 8–9 квадратных метров. Какое у человека будущее в тесном бетонном мешке? Неужели это стоит того, чтобы полжизни платить ипотеку?

— У нас — огромная страна, огромные ресурсы, — говорит он. — Очень надеюсь, что из сегодняшней плохой, даже очень плохой международной ситуации Россия найдёт хороший выход. Должен быть порядок! Почему так резко подорожала древесина — мы что, из-за границы её ввозим? Всюду нужны специалисты, практики. Почему у нас в стране 60% выпускников вузов не работают по профилю? Может, техникумы нужнее институтов? Когда у человека есть профессия и опыт, когда он хорошо зарекомендовал себя на производстве, пусть получает высшее образование, это будет подготовленный руководитель. Очень надеюсь, что наши дети через 10–15 лет увидят другую Россию. Придётся поработать, да. Лично я бы хотел выпускать продукты без химии, гормонов роста и прочих вредностей. Ведь это — вопрос здоровья нации.

Юра с дедушкой – генерал-лейтенантом Журавлёвым. Фото из архива Юрия БЕЛОВА

А пока… Да всё у него по плану, пока. В повестке — вопрос о комплексной поставке оборудования: стойлового, молокопроводов, навозоудаления и, как говорится, далее по списку. До конца года надо запустить линию, которая сможет перерабатывать до 2 тонн молока ежедневно. Сразу столько не будет, но оборудование подбирается с запасом мощности. И где? В Ижевске, который слывёт городом оружейников, но там много других разнопрофильных предприятий.

Дед Юрия когда-то был представителем одного такого завода в Санкт-Петербурге. А ещё раньше генерал-лейтенант Юрий Михайлович Журавлёв командовал космодромом Плесецк. Вот они на плесецком фото — дед и внук, 1998 год.

— Я до сих пор по деду сверяюсь, — перехватывает мой взгляд Юрий. — А как бы он поступил? Мне очень многое дало общение с ним. Со временем я понял, что он хотел, чтобы у меня были правильные представления о жизни. Главное — человек должен работать. Без этого он ничто. Как та пустая ферма.

По базовому образованию он — инженер-строитель. Как и вся команда: Дмитрий Поезд, Дмитрий Примаченко и Руслан Насыров — компаньон Юрия. Если надо, могут и сами засучить рукава, взять сварочный аппарат, инструменты и — вперёд.

Эта весна для них — особенная. Пора включать аграрный сектор, выращивать собственные корма. Семенной материал, естественно, уже закуплен. Так что, как говорят на космодроме: «Ключ на старт!».

МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Алексей АНДРЕЕВ, глава Ивановского сельского поселения:

— Что такое Святогорша? Одно из мест, где каждый год фиксируется убыль населения. С тех пор, как не стало колхоза, так повелось. Есть ещё, правда, детский сад. То есть не самая сложная ситуация, если сравнивать с некоторыми другими населёнными пунктами. Но тенденция очевидная. И поэтому появление здесь молодых предприимчивых петербуржцев — это, конечно, шанс. С какой стороны ни посмотри — плюсы. Главное, что земля будет обрабатываться. Больно же смотреть на зарастающие поля. По нынешним временам восстановление старой фермы — дело трудное и, прямо скажем, недешёвое. Надеюсь, у них всё получится. Мечтать не вредно, но эти люди доказали, что умеют работать. Уже молоко начали реализовывать. Настоящее, о каком забывать стали.

Теги: Новгородская область, животноводство, экономика