Сельхозкооператив «Ильмень» за год увеличил товарный оборот в десять раз
Сегодня это — наиболее динамично развивающийся потребительский кооператив области, работа которого недавно была отмечена бронзовой медалью организуемой Министерством сельского хозяйства России ежегодной выставки «Золотая осень».
На вопросы «НВ» отвечает председатель СПССК «Ильмень» Мария БУРЕНИНА.
— Мария Сергеевна, в чём формула успеха?
— Мы не так давно начали: кооператив был зарегистрирован в 2020 году, тогда же был заключен первый договор о поставке овощей в торговые сети. В прошлом году продолжалось становление, в том числе и внутренняя организационная работа: растём, принимаем новых членов. Пока нас пятеро: ООО «Новгородская агрохимическая компания «Агро», АО «Ермолинское», КХ «Возрождение», есть также два ЛПХ. Есть ещё и ассоциированные члены СПССК — в основном это фермеры, занимающиеся овощеводством.
— Какие виды овощей поставляете в торговые сети?
— Все, кроме лука. Картофель, морковь, свёклу. Как раз буквально сейчас поставляем капусту — наши фермеры выращивают несколько видов: белокочанную и краснокочанную, брюссельскую, савойскую. Естественно, разнообразие предполагает разные сроки уборки, хранения и реализации. Наличие хранилищ на 14 тысяч тонн овощей позволяет стабильно отпускать продукцию с осени и до весны.
— Когда она дороже.
— Это, конечно, так. Если сейчас отправляем машину с партией на 300 тысяч рублей, то в мае это будет стоить уже миллион. Но не надо забывать, что мы несём затраты на использование техники, на оплату труда персонала. К слову, довольно много ручного труда. И от этого не уйти. Как ещё почистишь капусту? Ещё и не хватает людей. Это реально является проблемой, которая может стать препятствием для наращивания товарного объёма.
— Вы — растениеводы, но ведь АО «Ермолинское», вошедшее в кооператив, занимается животноводством.
— Да, это молочное направление. И что с того? Значит, расширяем специализацию. Нам же интересно такое сотрудничество — и акционерному обществу, и кооперативу. Уже есть определённый позитив: увеличились надои. Пока ещё дойное стадо не приносит ощутимого дохода, но убытков уже нет, и это тоже радует. Вообще-то у нас есть КФХ, занимающиеся животноводством: кто-то держит овец, кто-то — коров.
— Можно сказать, вы хорошо потренировались, а в нынешнем году пошли на рекорд по продажам?
— Нет, рекорды устанавливать мы не собираемся. Ориентируемся на наш бизнес-план, составленный на пять лет. И пока свой график опережаем: хотели иметь выручку в объёме 32 миллионов рублей в 2023 году, а по факту уже в 2022-м имеем более 35 миллионов. Если фермеры и далее будут наращивать объём продукции, а мы — расширять рынок сбыта, то с показателями у нас всё будет в порядке.
— «Ильмень» — не производственный кооператив, а потребительский. Его первейшая задача — сбыт. Получается, он в каком-то смысле — перекупщик, посредник?
— Формально можно так назвать. Но есть разница, и очень существенная. Это — наши фермеры, а мы — их кооператив. Это взаимовыгодная работа, а не только необходимость, обусловленная договорными отношениями. Продукция закупается по фиксированной цене и реализуется с небольшой наценкой. Разница аккумулируется в целевых фондах, например на приобретение средств производства. Решение о необходимых тратах принимает общее собрание. Часть прибыли идёт на оплату труда специалистов. Сам кооператив её не имеет, мы — организация некоммерческая.
— Если не секрет, кто вы по образованию?
— Вот я как раз коммерсант. Нет-нет, какое тут противоречие? Продвижение продукции — это коммерция. Вообще, образование — одна из тем в пользу кооперации. Не может отдельно взятый фермер быть специалистом во всех областях. Элементарно бывает, что не хватает знаний, чтобы обосновать свой бизнес-проект. Кооператив — это сумма знаний, умений и средств. Что есть у одного, в известном смысле есть и у других. Допустим, в деревне Заболотье есть линия по мойке и фасовке овощей.
— Есть государственные программы, нацеливающие на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов. Используете ресурс?
— Конечно! Получены грант на 18,5 миллиона рублей, а также 5,5 миллиона рублей в виде субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Насколько мне известно, минсельхоз области работает над расширением лимитов государственной поддержки.
— Нет проблем?
— Ну, этого вам никто не скажет, и я тоже. Очевидно, что нужны вложения в интенсификацию производства. Чтобы на наших землях получать хорошие урожаи, надо повышать плодородие почвы. Надо очищать поля от кустарников, надо заново их мелиорировать. Очень много работы. Но есть к чему стремиться. Что мешает? Мне кажется, это что-то вроде хронической болезни в нашей стране: умеют иногда так обставить дело, что не знаешь, как к нему и подступиться.
— В смысле?
— Сложно с получением разрешительной документации, с проверками качества продукции. Допустим, по зерну. Надо ехать в Питер. Отвёз и жди, когда ещё будет результат. А приблизить эту работу нельзя? Или вот ещё: сейчас есть поддержка от государства за прирост производства элитных семян. Хорошо, правильно. Но давайте уже поддерживать семеноводство, селекционную службу как таковую. Укреплять материальную базу, кадры, платить людям за их труд нормальные деньги. Это же основа импортозамещения, которое все мы поддерживаем.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Дмитрий ДЗНЕЛАДЗЕ, директор ГОКУ «Центр поддержки развития АПК Новгородской области»:
— В Новгородской области в сельскохозяйственной отрасли на данный момент насчитывается 23 потребительских кооператива. При этом семь из них были образованы за последние три года. Они разные: есть кооперативы, в которых состоят довольно крупные организации, но есть и такие, которые объединяют КФХ и ЛПХ. Определяющее значение имеет не масштаб. Как раз мелкие производители особенно нуждаются в кооперации, поскольку объединение усилий не просто облегчает выход на рынки, оно этот путь и прокладывает. Посмотрите на супермаркеты: там нет неочищенных овощей. Вся продукция имеет хороший товарный вид. Но может ли отдельное мелкое хозяйство организовать у себя предпродажную подготовку овощей? Вряд ли. А ведь заведомо лишать себя добавочной стоимости никому не хочется. Это лишь один пример. Вместе легче приобретать технику и оборудование, вести строительство производственных объектов. А также — претендовать на государственную поддержку. Ведь гранты выдаются на условиях софинансирования. Всё это говорит о том, что кооперацию диктует само время. И их число постепенно будет только возрастать. Сегодня это фактор развития.
Теги: АПК, сельское хозяйство, Новгородская область, экономика