Четверг, 26 декабря 2024

Игорь Свинцов

Фермером быть

Национальная премия имени П.А. Столыпина «Аграрная элита России» учреждена в 2002 году.

Фото: Игоря СВИНЦОВА

Продавать свою продукцию сельхозпроизводителям могут помочь агроагрегаторы

С сенатором Сергеем Митиным мы встретились на площадке логистического центра фермера Ивана Пиреева в селе Бронница Новгородского района. Формальный повод был торжественный — вручение нашему известному аграрию знака лауреата Национальной премии имени Петра Аркадьевича Столыпина в номинации «Эффективное крестьянское хозяйство».

Награда почётная и заслуженная. Но основная причина визита была озвучена в разговоре Сергея Митина с Иваном Пиреевым в процессе осмотра центра и ознакомления с его работой. Интерес сенатора не праздный: готовится проект нового федерального закона, и он касается развития сельского хозяйства. О его сути и новеллах мы и поговорили с Сергеем МИТИНЫМ.

Сергей Герасимович, проект нового Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вы анонсировали на недавнем съезде новгородских сельхозпроизводителей. В чем его главная цель?

— Первое и самое главное — определить, что такое фермерская продукция. Сегодня, к сожалению, размыто само понятие «фермер». Оно присутствует в четырёх федеральных законах и Гражданском кодексе. Например, можно вдвоём организовать фермерское хозяйство, но фермером может быть и человек, у которого 200 работников и оборот в 2 миллиарда рублей. Можно организовать фермерское хозяйство, и это попадает в единый классификатор экономической деятельности, и заняться расфасовкой чая. Можно покупать в Армении или Узбекистане чеснок, лук и торговать ими как фермерской продукцией. Адрес покажем местный, лицензируемся. А житель Москвы, не зная этого, купит это как фермерскую продукцию, выращенную где-то под Новгородом.

Но на самом деле это не будет иметь никакого отношения к фермерской продукции из нашего региона. 

— Менять все четыре федеральных закона и тем более Гражданский кодекс сложно. Есть закон о развитии малого и среднего предпринимательства, там указаны понятия микро- и малых предприятий. В фермерстве они как раз превалируют. Это предприятия, выручка которых не превышает 800 млн рублей в год, а среднесписочная численность работников не превышает 100 человек, а также физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство и применяющие режим «Налог на профессиональный доход». Мы в законе написали: если продукция таких предприятий соответствует понятию сельскохозяйственной, то она может называться фермерской продукцией. Законопроектом к региональной фермерской продукции предлагается отнести как сельскохозяйственную продукцию, так и произведённую из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и иных лесных ресурсов, относящихся к пищевой продукции.

Какие еще новеллы есть в предлагаемом законопроекте?

— Мы даём возможность при необходимости субъектам РФ, сетевым структурам, бизнесу, крестьянско-фермерских хозяйствам, сельхозкооперативам, которые занимаются сбытом своей продукции, организовывать так называемые агроагрегаторы. То есть структуры, которые будут заниматься примерно тем, чем занимается сейчас логистический центр Ивана Пиреева. Только, может быть, в укрупнённом размере. Он только свою продукцию здесь готовит к сбыту, а можно делать региональную или районную. Дорабатывать, упаковывать, маркировать. Если есть необходимость — помочь составить договор на реализацию другим и выставлять эту продукцию в сетевые структуры. Мы даём зелёный свет всем желающим создавать эти цепочки сбыта.

Выстраивание таких цепочек, как и создание агроагрегаторов, тоже потребует финансовой поддержки.

— Когда мы рассмотрели, на что всё-таки выделяются денежные средства из федерального бюджета по государственной программе развития сельского хозяйства, то увидели, что фактически на фермерско-крестьянские хозяйства идёт около двух процентов, в абсолютных цифрах — около 11 миллиардов рублей из 480. А на инфраструктурные объекты, которые помогают сбывать продукцию, денег вообще не выделяется. Сегодня фермерская «зелёная» продукция востребована у населения, но её мало. Эту продуктовую нишу занимают или крупные хозяйства, или перекупщики.

Насколько, по-вашему, это важно для самих фермеров?

— Сегодня в России 20 миллионов личных подсобных хозяйств. Из них два миллиона не просто удовлетворяют свои личные потребности в продуктах, но и продают произведённое. А у двадцати тысяч из них это составляет основной доход, люди на это живут. Раньше были организации госпотребкооперации, но сегодня их выдавили сетевые магазины. Поэтому мы предлагаем создавать агроагрегаторы.

Но агрегаторы — тоже своего рода кооперация.

— Мы говорим о том, что любой, кто хочет этим заняться, сможет это делать. Мы не исключаем розничные рынки. В этом законе есть поручение: на рынках должны быть квоты под продукцию сельхозкооперативов. Ставим задачи, чтобы эти рынки создавались, проводились ярмарки. Должен быть целый набор таких инструментов. Сегодня в крупных сетевых магазинах создаются сельхозкооперативные островки. Данный вопрос курирует корпорация малого и среднего предпринимательства. Это хорошо, но их пока всего около 40, а у крупных сетей — 65 тысяч магазинов. Наша задача, чтобы именно крупные сетевые магазины пользовались фермерской продукцией.

Когда, по вашим предположениям, новый закон начнёт работать?

— Проект мы уже согласовали с тремя министерствами, сейчас согласовываем с остальными и будем вносить в Правительство РФ. Сам по себе технологический процесс выпуска закона не так быстр, нужно несколько месяцев. Поэтому, как правило, он начинает работать с 1 января или с 1 сентября следующего года. 2024 год — это оптимистичный вариант.

Теги: АПК, сельское хозяйство, Новгородская область, Сергей Митин