Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Антипирамида

{thumbimage 150px 1}Если новгородские кооперативы не объединятся, их работа может оказаться вне закона

В Новгородской области для защиты вкладчиков на базе Некоммерческого партнёрства «Губернское кредитное содружество» (НП «ГКС») создается саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов (СРО). Сейчас туда входят три кооператива: «Кредо», «Народная казна» и «Партнёр».
На сегодня, по словам Валерия БАИШЕВА, председателя совета партнёрства, в списке решивших вступить в СРО — ещё пять-шесть кооперативов. Цифра не точная, поскольку переговоры и согласования с руководителями КПК продолжаются. Самое важное, что по закону СРО будет считаться легитимной в том случае, если общее число пайщиков вошедших в неё кооперативов будет составлять более 100 тыс. человек.
С учетом кооперативов-кандидатов новгородская СРО пока может рассчитывать приблизительно на 75 тыс. пайщиков. В том случае, если остальные кооперативы, работающие на территории области, не примкнут к местной СРО, она, по словам Баишева, объединится с аналогичной организацией в соседних регионах.
По данным прошлого года, в области действуют порядка 15 кооперативов, поэтому сейчас, когда до дня «X» осталось чуть больше двух месяцев, пайщикам лучше поинтересоваться у руководства своих КПК, собираются ли они вступать в СРО. Если к 4 августа этого года КПК не будет состоять в СРО, кооператив окажется вне закона. Значит, деньги населения попадут под угрозу.
190-й закон можно смело называть антипирамидным: в нём содержится несколько положений, которые не могут не понравиться тем, кто уже стал вкладчиком кооператива, и тем, кто собирается им стать. Во-первых, закон предусматривает внесение существенных изменений в уставы кооперативов, без которых в СРО им путь заказан. Например, все КПК обязаны создать резервный фонд на случай неблагоприятных финансовых ситуаций. Его размер должен составлять не менее 5% от суммы средств, привлечённых кооперативом.
Еще одним нововведением для членов СРО станет ограничение на выдачу займов в одни руки: теперь его лимит — не более 10% от всех активов КПК. Этот пункт вошёл в закон о кредитной кооперации на случай, чтобы с пайщиками не произошла история, случившаяся с вкладчиками новгородского кооператива «Взаимность», бывшие руководители которого в 2003—2008 годах выдали несанкционированные кредиты аффилированной структуре на сумму около 150 млн. руб.  
В то же время и принимать сбережения в размере, превышающем 10% от активов кооператива, КПК не сможет: это страховка на случай, если во время кризиса вкладчик решит забрать все свои средства.
— Для чего нужна СРО? — рассуждает Баишев. — Если кооператив нарушит финансовые нормативы, его пайщик может обратиться в саморегулируемую организацию с просьбой о проверке. Кроме этого, СРО имеет право постоянно проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности кооператива, и в том числе привлекать для этого аудиторские фирмы. В состав совета СРО, являющегося коллегиальным органом управления, будут входить независимые представители — от бизнеса, общественности. Их должно быть не менее 30% от всей численности совета.  
Что касается ответственности самой СРО, то по новому законодательству за счёт взносов членов организации она должна создать компенсационный фонд. Из него в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств в экономике можно будет рассчитаться с пострадавшими пайщиками, если у кооператива возникли затруднения.
Елена КУЗЬМИНА