Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Вторая русская беда

{thumbimage 150px 1}Корреспонденты «НВ» попытались понять, какие уроки извлекли чиновники и дорожные строители из горького опыта прошлого года

Как только с дорожного полотна сошел снег, стало ясно: большинство улиц областного центра срочно нуждаются в ремонте. В том числе и те, которые были подвергнуты этой процедуре всего лишь несколько месяцев назад, во второй половине прошлого года: улица Ломоносова, которую новгородцы уже прозвали «путинской», часть улицы Большой Московской, Нехинская и прочие участки.

Ремонтные дорожные работы, которые предстоит выполнить в 2011 году, городские власти уже называют крупномасштабными: в нынешнем сезоне планируется привести в порядок 97,5 тыс. квадратных метров дорог. На эти цели, включая ремонт, ямочный ремонт, ремонт дворовых территорий, проездов, мостов и путепроводов выделено 344,2 млн. рублей. В эту сумму входят и 111 млн. из федерального бюджета, выделяемые областному центру впервые. И не будет преувеличением сказать, что большинство новгородцев волнует, не будут ли все эти немалые деньги вновь «похоронены в асфальте».

Это - наш город

Прежде чем пойти в кабинеты чиновников, мы сами решили прокатиться по Великому Новгороду. Уже через пару часов стало ясно, что хорошие дороги в областном центре можно перечесть по пальцам: Колмовская набережная, улица Санкт-Петербургская, часть Большой Московской, Октябрьская и недавно переименованный проспект Карла Маркса. Ну и, конечно же, самый центр города, которому ежегодно уделяют повышенное внимание. Все остальное выглядит весьма печально: глубокие рытвины на улице Яковлевской, тоже, кстати, находящейся в центральной части города, огромные ямы и лужи на улице Нехинской при подъезде к городскому ГИБДД и улица Космонавтов, давно потерявшая все признаки улицы.

Таких адресов можно назвать немало, что и сделали неравнодушные новгородцы на Интернет-портале администрации Великого Новгорода, задавая вопросы мэру Юрию БОБРЫШЕВУ 11-15 апреля. Горожане интересовались тем, когда наконец-то будет производиться качественный ремонт. В ответ мэр пообещал следующее:

- Прошлогодний горький опыт показал, что каждый шаг исполнителей муниципального заказа нужно проверять и контролировать. Поэтому отныне МУ «Управление капитального строительства» примет дополнительные меры по контролю за качеством проведения дорожно-строительных работ. Достигнуто соглашение с «Новгородавтодором» на экспертизу асфальтобетонной смеси и качества дорожного полотна на стадии проведения работ. Отдельно хочется отметить, что в 2011 году в городе впервые на ряде объектов будет применено сплошное армирование специальной сеткой. Это мы планируем на второй части улицы Ломоносова и при ремонте путепровода на проспекте Корсунова. На путепроводе также предусмотрено усиление полотна, укладка должна производиться в два слоя - из крупнозернистого асфальта и мелкозернистого, что вместе с армированием, как мне объяснили специалисты, увеличит прочность и уменьшит разрушения при динамических нагрузках.

Кроме того, Юрий Бобрышев заверил, что недобросовестная подрядная организация за счет своих средств, в срок до 15 мая, переложит дорожное полотно и устранит явный брак, допущенный при ремонте улицы Ломоносова.

Под контролем общественности

В минувший вторник в администрации Великого Новгорода заместитель мэра Валентина
ЗАХАРКИНА провела рабочее совещание, на котором озвучила названия фирм-подрядчиков, уже выигравших аукцион на проведение дорожно-строительных работ в 2011 году. То, что аукцион практически завершился в необычайно ранние сроки, не могло не радовать. Это значит, что все работы начнутся уже на днях и пройдут не в авральном порядке. Однако для всех присутствующих на совещании журналистов сюрпризом стало то, что одним из победителей аукциона стала печально известная по ремонту улиц Газон и Ломоносова фирма «Новинстрой». Первый вопрос, который невольно возник: как могли такому недобросовестному подрядчику вновь доверить ремонтировать улицы областного центра? Нам удалось задать его генеральному директору фирмы Константину ГРОССУ. Вот что он ответил:

- В прошлом году мы оказались заложниками ситуации, все работы делали с колес и вовремя не отследили некачественный пришедший материал. С этими поставщиками мы больше не работаем. За межсезонье провели реконструкцию своего асфальтобетонного завода в Подберезье, поработали над составом смеси, расширили лабораторию, довели состав сотрудников до необходимого и закупили дополнительную технику. К тому же все работники прошли курсы повышения квалификации. На этот год у нас очень большие надежды, и мы обещаем больше не доставлять новгородцам таких неудобств, как в прошлом году.

Валентина Захаркина была согласна, что «Новинстрою» надо дать второй шанс, но одновременно дала задание начальнику МУ «Управление капитального строи-
тельства» Владимиру ПЕТРОВУ. Она обязала его посетить асфальтовый завод и проверить наличие техники и лаборатории. Такие же поручения Петров получил и в отношении второго подрядчика, выигравшего конкурс на муниципальный заказ: питерской фирмы «Ремстройкомплект». Ей предстоит выполнить дорожно-ремонтные работы на площади Строителей. Ее представители заявили и об опыте дорожного строительства, и о собственном заводе в Тосно, и о большом парке техники. Новгородцы оставили за собой право все проверить на местах и предупредили об усиленном контроле. Вот что сказала Валентина Захаркина:

- Необходимо установить баннеры, на которых будут указаны не только название фирмы и объемы работ, но и контактные телефоны. Будьте готовы к тому, что вам будут звонить и представители общественных организаций, и простые новгородцы. Зря никто не будет вас беспокоить, поверьте! А если увидят, что плохо делаете и позвонят, будьте добры, реагируйте на это корректно!

На совещании с подрядчиками обсуждались график ремонта и возможность работы в три смены. Новгородцы к этому оказались не готовы, а вот санкт-петербургская фирма заявила, что имеет опыт ночной работы. Возможно, это пригодится при ремонте площади Строителей, где в непосредственной близости нет жилых домов.

В целом совещание прошло конструктивно и все услышанное обнадеживало. Тем не менее захотелось услышать от руководителей города, какие уроки были извлечены из опыта прошлых лет. Вот что на это ответил начальник МУ «УКС» Владимир Петров:

- Если раньше мы принимали готовый участок работы, то теперь будем контролировать рабочий процесс на всех его этапах: контроль качества материалов и технологии. Будем брать анализ асфальтобетонной смеси в процессе укладки и, если необходимо, будем останавливать работы и заставлять подрядчика переделывать. Контроль и еще раз контроль - за каждым этапом работ!

Всё по ГОСТу?

Следует обратить внимание, что по действующему законодательству именно контролирующая организация, а не подрядчик должна брать на себя ответственность за выполненные работы - будь то ремонтные или строительные. При этом ни для кого не секрет, что за последние 20 лет ГОСТы, предъявляемые к качеству дорог, несколько раз ужесточались. Связано это прежде всего с быстро увеличивающимся количеством машин. Соответственно, качество используемых материалов должно только улучшаться, однако в итоге мы имеем то, что имеем: упомянутую выше улицу Ломоносова.

Есть мнение, озвученное специалистами, что новейшие технологии производства битума в буквальном смысле «выжимают» из исходного продукта практически все вяжущие вещества. На Северо-Западе осталось только два или три завода, работающих на старом оборудовании, и потому этот продукт особо ценится у знающих и опытных ремонтников, которым было бы стыдно за то, что через полгода весь их труд пошёл бы насмарку.

Кстати, как выясняется, последние - тоже не редкость в Великом Новгороде, вот только подрядов у них мало. Непонятная доселе конкурсная система «отсеивала» не только недобросовестных работников, но и настоящих профессионалов. Однако в этом году система отбора подрядчиков изменилась. Теперь все конкурсы проводятся исключительно на федеральном уровне - есть единая площадка, куда попадают все заявления от организаций, желающих побороться за тот или иной участок дорожного полотна. На ней же выносится решение о том, кто конкурс выигрывает. Причём для того, чтобы подать заявку в базу, нужно пройти аккредитацию и пройти электронную регистрацию. Это, по мнению законодателей, должно помочь раз и навсегда исключить коррупционную составляющую на подрядных работах по государственному заказу. Между прочим, как сообщили нам в пресс-центре администрации Великого Новгорода, именно таким образом выиграла конкурс упомянутая выше компания из Тосно.

Стоит напомнить, что большая часть денег, которые в этом году будут потрачены на городские дороги и ремонт дворовых территорий, поступила из федерального бюджета в соответствии с программой «Новые дороги России», и контролировать расходование этих средств будут те, кто их выделил. Так что будем надеяться, что следующей весной ругаться не придётся.

* * *

В том, что дорожный вопрос стал для властей Великого Новгорода очень болезненным, можно было убедиться вчера утром: мэр города Юрий Бобрышев был замечен на улицах Нехинской, Корсунова, Попова, Ломоносова. Он лично проверял те ямы и канавы, которые располагаются там на дорожном полотне. Мэр проконтролировал и раскритиковал работу ремонтников, дав им конкретные указания.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ,

Александр ФРОЛОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)