Пятница, 27 декабря 2024

Редакция

Совещание «врачевателей» земли

{thumbimage 150px 1}В Великом Новгороде при участии департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства собрались специалисты по мелиорации из регионов Северо-Западного и Центрального федерального округов.
Поддержка мелиоративного комплекса — принципиально важная мера по дальнейшему переходу от экстенсивного земледелия к интенсивному, поскольку она обеспечивает значительный рост урожайности возделываемых культур. Особую актуальность эта тема приобрела в стране после аномальной засухи прошлого года. Для решения этих и многих других задач разработана концепция федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года».
— Уже в этом году на обновление техники в региональных управлениях мелиорации намечено направить 2 миллиарда рублей, — рассказывает Евгений ЛОПУХОВ, первый заместитель директора департамента мелиорации Минсельхоза РФ. — Как эффективно использовать эти средства, мы до этого обсуждали на кустовых совещаниях в Новосибирске, Краснодаре, а сегодня — завершающее совещание в Великом Новгороде.
По его словам, было три довода для проведения столь масштабного совещания в нашем городе. Первое — сельское хозяйство Новгородской области динамично развивается, в оборот вводятся новые земли, которые дают прекрасные урожаи, а управление «Новгородмелиоводхоз» является одним из лучших в Российской Федерации (его опыт сегодня хотят изучать и распространять в других регионах). Далее, Минсельхоз заинтересовался автомобилем «Силант», который выпускается в Новгороде. «Мы знаем, что на этот автомобиль «глаз положили» Рослесхоз, другие ведомства, они готовы делать заказы, и мы сегодня, ознакомившись с техническими характеристиками, считаем, что новгородский автомобиль с успехом можно использовать с соответствующим навесным оборудованием на срезке кустарника на полях, расчистке мелиоративных каналов, уборке камня и на других важных работах». О третьей причине — чуть ниже.
Среди собравшихся было много людей, работавших в те времена, когда в каждом районе имелись мощные мелиоративные ПМК. Сегодня они с болью говорят о проблемах. «Осушительные сети заилились, не пропускают воду, в результате на полях — озерки. Фермеры, руководители сельхозпредприятий умоляют помочь. А чем? Промывочных машин нет, и их в стране не выпускают», — заявил главный мелиоратор из Твери.
Представитель из Пскова добавил, что сегодня встала еще одна проблема: нечем ремонтировать осушительные сети. Раньше в каждом регионе было налажено изготовление гончарных трубок, сейчас их не то что в стране не производят, о них даже забыли.
Говорилось и о многоковшовых экскаваторах, с помощью которых можно прокладывать мелиоративные сети. Их тоже нет в регионах, в 90-е их где сдали в металлолом, где продали соседним странам. Итого: на всю Ленинградскую область, в которой четверть века назад работало более 150 многоковшовых экскаваторов, с трудом собрали два! В других регионах и вовсе нет такой техники. Участники совещания призывали брать пример  с соседней Белоруссии, где налажен выпуск мелиоративной техники, работают ПМК, целенаправленно готовятся молодые кадры для отрасли.
Протокол данного мероприятия поступит министру сельского хозяйства РФ Елене Скрынник, собравшиеся выражали надежду, что их предложения и замечания будут учтены министром.
А теперь — к третьему доводу, почему мелиораторов пригласили в Новгород: поездка на «Новгородский бекон». Здесь возле возведенного репродуктора на 5 тыс. свиноматок в прошлом году было построено 5 км дороги, аналогов которой нет в России. На ее прокладке использовались немецкая технология и техника. Вместо традиционного асфальта применялись цемент и специальная добавка. Как справедливо отметили участники совещания, дорога идеально ровная, хоть яичко кати. И что особенно важно — прочная. К этому следует добавить, что  стоимость строительства одного километра такой дороги более чем в два раза дешевле возводимых обычным способом.
Евгений Лопухов заявил, что технологией, примененной в Новгородской области, уже заинтересовались во многих регионах страны, так как в широких масштабах начинается реализация проекта по строительству сельских дорог. Правда, он тут же отметил, что один такой немецкий комплекс, в который входят пять единиц различной техники, стоит недешево — около 2 млн. евро. Не каждому региону это будет под силу, а вот скооперировавшись, несколько областей смогли бы обзавестись такой техникой, способной за смену делать полкилометра и больше прекрасной долговечной дороги.
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора