Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Заповедная дыра в казне

{thumbimage 150px 1}Валдайские власти оригинально подошли к поставленной губернатором области задаче увеличить поступления в бюджет
В конце января этого года губернатор Сергей МИТИН негативно оценил работу Валдайского района во время отчёта. Прежде всего недовольство главы региона вызвали низкая финансовая отдача Валдая и сборы в бюджет. Также на отчётном совещании было сказано и про то, что прошлый год отметился снижением активности работы недропользователей.
В конечном счете районные власти развернули активную работу. Прошло чуть больше месяца, и результаты уже налицо: арендаторы участков земли, на которых происходит добыча песка и гравия, начали получать новые договоры, из которых выходило, что плата за пользование землёй в 2011 году выросла в пять раз.
 
500% годовых

Здесь нужно пояснить, каким образом и как местные власти могут регулировать поступления от предприятий, занимающих земли района. Как нам объяснили в областном комитете управления государственным имуществом (КУГИ), арендатор и администрация муниципалитета раз в год заключают договор, в котором прописана кадастровая стоимость земельного участка и арендная плата за него, которая «измеряется» в процентах от этой самой стоимости. Так, например, в 2010 году плата составляла 120%, а в марте 2011 года — уже 500%.
В КУГИ подчеркнули, что эти действия абсолютно законные и выполнены в соответствии со всеми действующими на территории области нормативными документами. Так, к примеру, в Великом Новгороде коэффициент не менялся в течение многих лет, а в один год власти города подняли планку для арендаторов сразу в шесть раз, что тут же вызвало волну возмущения у бизнесменов.
И в валдайском комитете по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) нам объяснили, что такой резкий скачок обоснован: перед тем как дума Валдайского района приняла решение о пятикратном повышении арендной платы для недропользователей, был проведён мониторинг ситуации, складывающейся на этом рынке в соседних районах. Специалисты подсчитали, подумали и приняли решение.
— Для чего это сделано? Во-первых, таким образом мы увеличиваем поступления в бюджет. Во-вторых — избавляемся от недобросовестных арендаторов. Дело в том, что у нас очень много территорий, сданных под добычу недр, которые никак не используются. Арендатор исправно платит за участок, но никакой добычи не ведёт. А это, в свою очередь, негативно отражается на экономике района, — рассказывает глава валдайского КУМИ Виталий КРАЕВ.
То есть в районе считают, что, получив уведомление о повышении аренды, те организации, которые «застолбили» за собой участки и чего-то выжидают, уйдут, а на их место придут только добросовестные недропользователи, которые будут работать и регулярно пополнять бюджет налоговыми отчислениями. К слову, хоть и считается, что «район сей впереди области всей» по добыче недр, по факту работают здесь всего семь фирм. Остальные действительно замерли в выжидательной позиции.

Эх, дороги…

Для чего нужно держать за собой земельные участки, платить непомерную, с этого года, арендную плату и не получать никакой отдачи? Ответ на этот вопрос нам помогли найти в областном экономическом комитете.
— Сейчас некоторые предприятия не работают в полную силу из-за кризисной ситуации, а некоторые совсем не работают, ожидая крупного заказчика. Нужно сказать, что перспективы у них есть: как минимум два крупных проекта ожидаются в ближайшее время — строительство новой автодороги Москва — Санкт-Петербург и высокоскоростной железнодорожной магистрали. И та, и другая будут проходить по территории района, и для строительства понадобится материал, который не надо будет возить издалека, а можно добыть здесь, на месте, — разъясняет ситуацию заместитель председателя экономического комитета области Татьяна КУЗЬМИНА.
Действительно, представители тех организаций, с которыми нам удалось пообщаться, озвучили именно такие планы на арендованные ими земли. А пока, правда,  нет заказчиков. Максимум, куда могут уходить добытый песок и гравий, так это на строительство и ремонт действующей автодороги «Россия», которая за последние годы ощущает на себе всё большую нагрузку. Ну и совсем малая доля недр уходит на ремонт дорог местного назначения.

Адам Смит vs Валдайский район

Как заявил нам один из арендаторов, который занимает площадь в один гектар, он действительно пока не использует землю по назначению, но платить теперь приходится не 12 тыс. рублей, как раньше, а 63 тыс. рублей в год. Поэтому, скорее всего, придётся договор расторгать. Но на место арендатора вряд ли сейчас кто придёт — заказчиков в регионе пока не прибавилось.
А ведь есть организации, которые платили по 30 тыс., а сейчас вынуждены платить 150 тыс. рублей, при этом активно работают и регулярно платят налоги. Директор одной из таких организаций, пожелавший остаться неизвестным, объяснил, что работу в фирме не прекратят, а вот себестоимость строительных материалов вырастет. Наверняка тоже в пять раз. А там, может быть, и спрос упадёт… Кстати, предугадывать такое развитие событий человечество научилось еще в XVIII веке, когда Адамом Смитом, великим ученым и основоположником современной экономической теории, были открыты соответствующие законы, и вряд ли их можно поправить с помощью муниципальных постановлений.
Правда, после общения с главой Валдайского района Владимиром ДАНИЛОВЫМ ситуация стала выглядеть не такой однозначной. Дело в том, что, по его словам, новые коэффициенты затрагивают не только и не столько арендаторов участков земли, занимающихся добычей недр, но  тех, кто вдоль федеральной трассы открывает точки торговли и общепита, — район наводит порядок в непростых взаимоотношениях с ними. Кроме того, введённый коэффициент — временный.
— В течение первого квартала 2011 года специалисты нашей администрации анализировали ситуацию на внутреннем рынке и изучали опыт других регионов. Уже в конце марта — начале апреля думой будет вынесен окончательный вердикт, оставить ли стоимость арендной платы таковой, какая она является сейчас, или снизить её, — рассказал корреспонденту «НВ» глава района.
Кстати, насчёт возможного повышения стоимости строительных материалов, изготавливаемых и добываемых на валдайской территории, Владимир Данилов сообщил, что и в настоящее время цены довольно высокие. По его мнению, они не сильно связаны со стоимостью аренды земли.

Реальная экономика

Между тем поднимать экономику в районе крайне сложно. И этому всячески «способствует» Валдайский национальный парк. На территории особо охраняемой зоны созданы идеальные условия для живой природы и… бедственное финансовое положение населения.
Лес рубить нельзя, недра добывать нельзя, а про организацию производства тут даже речи быть не может. Единственное, что может в ближайшее время привлечь сюда хорошие инвестиции и стабильный доход в бюджет, — это туристический бизнес. Выясняется, что и район, и область активно работают в этом направлении уже не один год. Был даже создан гигантский проект рекреационной туристической зоны, однако в силу кризисных явлений в стране у него в какой-то момент пропал инвестор. Сейчас, по словам главы района, администрация занимается поисками нового. Между тем уже в этом году здесь должен быть открыт Ледовый дворец, а в планах на ближайшее будущее — открытие горнолыжного курорта и нескольких новых баз отдыха.
Правда, и тут не все однозначно — есть одна «небольшая» проблема. Организовывать активный отдых сюда приходят в основном московские фирмы. По мнению местных властей, сотрудники этих туристических зон получают так называемые «серые» зарплаты, минимально пополняя бюджет района. Официально все сотрудники работают без договоров и получают не больше 5 тыс. рублей, то есть чуть выше минимального размера оплаты труда, а реально — намного больше. Кстати, можно и самому в этом убедиться. Если в разгар сезона отпусков попробовать достать путёвку на недельный отдых на одной из таких валдайских баз, то её стоимость будет сравнима с отдыхом, допустим, где-нибудь в Турции или Египте.
Но не только туризмом единым жив Валдай. Есть здесь, например, и сельское хозяйство. Но какое-то не развитое. Только в прошлом году район включился в программу социального развития села, которая действует семь лет, и не ввёл в оборот ни одной новой площади под сельское хозяйство в уходящем году в принципе. Может быть, потому что земли не хватает и всё занято национальным парком?
— На самом деле, как бы ни показалось это странным, но на охранные зоны жаловаться местным властям — грех, — прокомментировал нам ситуацию заместитель председателя комитета охраны окружающей среды администрации области Юрий ВЕТКИН. — Есть сельхозугодия, там их довольно много, просто никто не развивает хозяйство.
Сейчас по указанию Сергея Митина и в администрации области, и в администрации муниципалитета работают над программой по интенсивному развитию экономики в 2011 году. Её должны представить главе региона в конце первого квартала. Кто знает, может быть, район сумеет подняться и без «накручивания» цен на аренду земли?
 
Александр ФРОЛОВ