Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Вдали от шума городского

{thumbimage 150px 1}Когда-то Мошенское славилось цехом по изготовлению валенок. Сегодня это производство кануло в Лету. К сожалению, не только оно…
 Морозы, вернувшиеся в конце зимы, заставили серьёзно задуматься над покупкой валенок. Товар оказался эксклюзивным, в смысле редким, в магазинах Великого Новгорода.
Поэтому, когда выдалась командировка в Мошенское, решила, что обязательно побываю на местной фабрике «Волчок», где вручную валяют валенки, расспрошу руководство о перспективах развития.

Молочные берега

Проделав долгий путь до района, у деревни Меглецы, на развилке двух дорог, мы засомневались, какую из них выбрать, чтобы доехать до Мошенского. Решили узнать верный путь у водителей припаркованных на обочине «бычка» и легковушки. Между ними шёл бойкий процесс передачи товара.
Водитель «ЗИЛа» из Боровичей принимал продукцию. Мне же, помимо того, как добраться до места назначения, было любопытно узнать, что именно разгружается. Не утаили — как оказалось, масло и сметана с мошенского молочного заводика. И посоветовали по всем интересующим вопросам обратиться к его исполнительному директору Алексею БОЛЬШАКОВУ.
Предприятие можно отнести к медленно, но развивающимся. Держится на плаву. Сырьё для него поступает со всего района, а также из нескольких крестьянских хозяйств Боровичского и Устюженского района Вологодской области. А поскольку у соседей в Пестове и в Хвойной молокозаводов, увы, не осталось, молоко на переработку привозят и оттуда.
В штате молокозавода — 26 человек. Недавно появилась возможность наладить производство творога, открыли новую вакансию. Работницу на бирже труда выбирали с пристрастием.
— Все на селе знают, что у нас зона трезвости. К нам люди приходят, что называется, уже «отфильтрованные», — рассказал Алексей Большаков. — Для нашего района количество рабочих мест на молокозаводе не такое уж и маленькое. Но если честно, работать людям негде. Особенно тяжело тем, кто живёт в деревнях в 60–70 километрах от районного центра. 
А крестьянский труд? Мой собеседник Алексей Анатольевич, в прошлом начальник управления сельского хозяйства Хвойнинского района, человек грамотный в этих вопросах, ответил доступно:
— В советские времена по сравнению с Хвойнинским Мошенской был гигант сельского хозяйства. 33 тысячи гектаров пашни. А сегодня осталось всего-то пять хозяйств, за исключением крестьянско-фермерского хозяйства под руководством Антонова, они чуть живые. Животноводческие фермы старые, на которых в основном ручной труд.

Реальность и виртуальность

Действительно, найти работу в Мошенском достаточно сложно. Только официально в центре занятости населения зарегистрированы 76 граждан, нуждающихся в трудоустройстве. А в предложениях числится всего одно вакантное место.
Не так давно из местного ДЭП сократили четверых с формулировкой «в связи с уменьшением объемов производства, а также с нефинансированием работ». В администрации муниципального района, понятное дело, об экономических трудностях дорожников корреспонденту «НВ» не рассказали. Заявили только, что в местный бюджет налоги от них поступают своевременно. А, так сказать, к крупной сфере экономики районные чиновники относят лесной комплекс, в который входят лесозаготовительные арендаторы вместе с филиалом Боровичской мебельной фабрики.
Оставаясь негазифицированным и удалённым от железной дороги, району найти инвестора, который вложился бы в новые производства, сложно.
— Был бы газ, можно задуматься и о строительстве птицефабрики или теплиц наподобие трубичинских. Рынком сбыта для нас стал бы Череповец, до которого почти столько же километров, сколько до Великого Новгорода. Мы включены в план газификации на следующий год. Проектная документация на Мошенское сельское поселение уже готова, — поделился планами глава района Алексей Кондратьев. 
Особые надежды в новгородской глубинке возлагают на то, что будет проложена  платная федеральная трасса Москва — Санкт-Петербург. Песчано-гравийную смесь для строительства участка дороги, который пройдёт между Боровичами и Окуловкой, можно добывать как раз в карьерах недалеко от Мошенского. По крайней мере питерский инвестор интерес свой к здешним месторождениям проявил. Дай Бог, чтобы все намеченные оптимистичные проекты реализовались в будущем. Настоящее, правда, не столь радостно.
— Вот там заброшенный льнозавод. Лет десять назад его закрыли, — указали мне на сооружение, схожее с теми, что показывают в фильмах о техногенных катастрофах. — Был у нас когда-то пищекомбинат от райпо, на котором пекли пряники, выпускали лимонады и варенья. Работали мелиоративные организации, — рассказала мне одна пенсионерка.
Теперь об этом только и остались воспоминания, в лучшем случае историю сохранит мошенской клуб-музей. 

Где «наше всё»?

Но, как показал мой небольшой импровизированный социологический опрос, проведённый на улице, основная проблема Мошенского района, как, впрочем, и других депрессивных в области — катастрофический дефицит молодёжи. Даже в местном Доме культуры признались, дискотеки проводятся нечасто. А в администрации района сообщили, демографическая ситуация такова, что сегодня на одного работающего мошенчанина приходится один неработающий.
Население в районе стареет. В прошлом году родились всего 33 ребёнка. Родильное отделение, насчитывающее когда-то 10 коек, в центральной районной больнице закрыли два года назад. Хотя, по признанию доктора Виталия Новиченко, который ведёт приём как акушер-гинеколог и хирург, женщины старались рожать всё-таки дома, у своих врачей, а не отправляться в Боровичи или в областной центр. Но держать отделение стало нерентабельно.
Не постигнет ли эта участь другие отделения в стационаре? Молодой главный врач Дмитрий КОЧЕТЫГОВ заверил, что нет:
— С радостью взяли бы ещё и третьего хирурга, который бы мог проводить полостные операции. Необходим педиатр. Но если учитывать, что возраст многих наших специалистов близок к преклонному, нужно задумываться о том, чтобы привлекать молодых докторов.
Дмитрий Кочетыгов перебрался в Мошенское после окончания учёбы в Новгородском медицинском институте. Потом к нему на работу по его же приглашению приехали ещё трое молодых специалистов. Но когда одному из них предоставилась возможность на бюджетной основе проучиться в Москве на кардиолога и остаться затем в столице, доктор Кочетыгов этому не препятствовал:
— У врача был неплохой уровень подготовки, для него открывалась хорошая перспектива, поэтому я мешать не стал.
*   *   *
В конце долгого дня в Мошенском, вместившего в себя разговоры с местными жителями и руководителями разных сфер и уровней, посещения организаций и беглое знакомство с ценами в торговых точках на основные виды продовольственных товаров, которые, скажу, могли бы быть и ниже, я вспомнила про свой личный интерес. Валенки!
Однако моим надеждам не суждено было сбыться. Как рассказали старожилы, производство валяной обуви окончательно рухнуло пару лет назад. Не выдержало конкуренции с поточным механизированным. Да и бренд «Родина валенок» в соседней Тверской губернии разыграли быстрее новгородцев. В Мошенском потихоньку распродают продукцию, скопившуюся на складе. Но к моему визиту нужного размера обуви уже не было. Остались лишь детские, да и то в весьма скудном ассортименте…
 
Анна МЕЛЬНИКОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)