{thumbimage 150px 1}Лет 10—15 назад Интернет был лишь информационно-развлекательной средой. Сегодня эта функция за ним осталась, она активно развивается благодаря социальным сетям. Однако сегодня в сети не только отдыхают, все чаще эту территорию используют для работы. Виртуальное пространство дает реальную возможность создать в нем свой бизнес. Крупные города используют ее на всю катушку. Зарабатывают ли новгородцы в Интернете?
Для начала разделим некоторые понятия. К бизнесу в Интернете автор данной статьи не относит группы «Вконтакте», где их создатели продают бижутерию собственного производства либо занимаются перепродажей вещей из Италии, Финляндии и т.д. Скорее это — монетизация хобби или подработка. Это приносит деньги, и иногда немалые, тем не менее такие предприниматели зачастую не спешат регистрировать официально свое дело. В этой статье речь о других.
Специальные знания
Константин СЕМЕНОВ, получив медицинское образование и ученую степень, решил работать не в больнице врачом, а в Интернете предпринимателем. И полученные медицинские знания ему пригодились, потому что он создал специализированные сайты.
— Первый проект — сайт www.medforce.ru — портал, ориентированный на Россию. Здесь прибыль получается за счет продажи ссылок и размещения платных статей. Он интересен крупным фармацевтическим компаниям, медицинским центрам. Их маркетологи отслеживают рынок и решают, какой ресурс необходим для своего продвижения. Этот портал сейчас начинает окупаться.
Год назад появился www.med53.ru, который ориентирован уже на Новгород. Проект на данном этапе скорее социальный, чем коммерческий, и прибыли он пока не приносит. Также сейчас проходит бета-тестирование медицинская социальная сеть http://novmed.net. Но данные медицинские ресурсы для нас скорее имиджевые. Я считаю, что любая крупная веб-студия должна иметь собственные интернет-проекты, — говорит Константин.
Интернет-предприниматель считает, что бизнес в сети — наукоемкий. Здесь нужны знания не только технические, но и экономические. Их, конечно, необходимо постоянно обновлять, потому что в этой сфере все очень быстро меняется и устаревает. То, что за таким бизнесом будущее, Семенов не сомневается. По его словам, наибольший доход приносит продвижение сайтов, на окупаемость выходит создание сайтов и предоставление хостинга.
Купить скидку
Буквально месяц назад начал свою работу локальный сайт www.greenc.ru. Как рассказывает его создатель, новгородец Артем (он попросил не указывать фамилию), он заимствовал идею сайта коллективных покупок в Америке. Суть его интернет-бизнеса заключается в продаже купонов на приличную скидку в кафе, салоне красоты, магазине и так далее в Великом Новгороде.
— В больших городах на раскрученных сайтах скидки будут активны, если купоны на них купит несколько десятков человек. Акция действует только один день. Мы решили работать по другой схеме: нет ограничения по количеству приобретенных купонов, и акции длятся несколько дней, — рассказывает Артем.
Однако его проекту пришлось столкнуться с рядом трудностей. Главная из них — непонимание новгородских предпринимателей, зачем им давать большую скидку. Хотя ответ очевиден — это бесплатная реклама и приток дополнительных клиентов. Одних удается переубедить, другие остаются при своем мнении.
— В итоге за месяц существования мы провели порядка пяти акций. С нами сотрудничали стоматологическая клиника, пиццерия, салон красоты, магазин товаров для мужчин. Всего около 60 человек воспользовались предложенными скидками. Сейчас ведутся переговоры с турагентством, компанией, занимающейся пассажирскими перевозками, пивным баром и автомойкой.
Продвигают сайт через часто посещаемые новгородцами ресурсы: интернет-издания, форумы, социальные сети — vkontakte, facebook и twitter.
А поговорить?
Сейчас социальные сети отлично используются как платформа для собственного дела. Хотя некоторые эксперты считают, что этот вид бизнеса находится в зачаточном состоянии, и пока никто толком не знает, что же это за бизнес и что определяет его эффективность. Тем не менее в соцсетях уже зарабатывают на играх, приложениях, разработанных специально для них. Жаль, что не в Новгороде. Однако эти же сети подходят для продвижения своего дела в реальности, для привлечения клиентов.
— Группу vkontakte создали за некоторое время до открытия самого офиса. Принципиально не стали создавать сайт, так как это в большинстве своем — монолог фирмы. А социальная сеть позволяет вести с клиентами диалог, делать это быстро и качественно, — рассказывает Ника БЫСТРОВА, директор по маркетингу турфирмы «Малина тур». — В группе нет «левых» людей. В большинстве своем — это наши реальные клиенты или те, кому нас посоветовали. Чтобы привлечь активных клиентов, мы устраивали конкурсы, разыгрывали путевки. Это достаточно действенный способ.
Опыт показал, что количество заявок по Интернету намного больше, чем звонков или посещений. Именно в сети проводится основная работа, показываются предложения, оговариваются цены, условия. Если человека это устраивает, он приходит в офис и покупает тур.
Без иллюзий
— Бизнес в Интернете, каким бы хорошим он ни был, подвержен рискам, как и любой другой. Например, можно столкнуться с неграмотным или нечестным разработчиком. Также есть риск не окупить затраты, поэтому, прежде чем воплощать идею, следует проанализировать рынок, — рассуждает Яков АНДРЕЕВ, директор веб-студии 2site.ru. — Такой бизнес подвержен риску интернет-атак, что-то типа рейдерского захвата. Кроме этого, сайт может получить «бан» (заглушку) в поисковых системах — за черные методы продвижения, заражение вирусами, за краденый контент. В результате падает поисковый трафик, и проект медленно погибает.
К тому же конкуренция очень велика. Например, такая сфера деятельности, как строительство бань и домов, — полностью в сети. Тратятся сотни тысяч рублей, чтобы компания была в первых строках поисковиков. Когда мы создавали свою студию в 2006 году, то у нас в городе было несколько конкурентов. До 2009 года их количество увеличилось в три-четыре раза, а в 2010-м исчезло больше половины. Сейчас на новгородском рынке активно работают около пяти студий. Поэтому не нужно питать иллюзий, что ты один такой уникальный в сети.
Успех интернет-проекта зависит от того, как его продвигать. Здесь нет выходных и перерывов на обед, он доступен 365 дней 24 часа в сутки. Однако пока новгородские компании не приучили своих клиентов искать предложения через сеть.
Елена УСКОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)