{thumbimage 150px 1}По заснеженным улицам и грибному лесу новгородец ездит на самодельном вездеходе
В одном из боксов стандартного гаражного массива на окраине Великого Новгорода мой собеседник Александр ПЕРЕПЁЛКИН увлечённо орудует под капотом своего «Москвича». Наконец достаёт аккумулятор и с гордостью ведёт меня и фотокора к своему детищу — Трактору, сделанному самостоятельно и для собственных нужд из того, что оказалось у умельца в хозяйстве.
Идея построить трактор появилась у Александра не случайно. Во-первых, основная его работа — ремонт машин. Да не простых, а таких, от которых любой другой мастер откажется или заломит непомерно высокую цену. А Александр берётся, вносит рационализаторскую идею, и дело идёт на лад. Во-вторых, как-то раз наш герой приехал в родные Неболчи в Любытинском районе и увидел у соседа необычный агрегат, на котором тот пашет огороды.
Идея построить трактор появилась у Александра не случайно. Во-первых, основная его работа — ремонт машин. Да не простых, а таких, от которых любой другой мастер откажется или заломит непомерно высокую цену. А Александр берётся, вносит рационализаторскую идею, и дело идёт на лад. Во-вторых, как-то раз наш герой приехал в родные Неболчи в Любытинском районе и увидел у соседа необычный агрегат, на котором тот пашет огороды.
— Мне так это понравилось, что я тут же захотел сделать что-то подобное для себя. Тем более у нашего семейства целых две дачи, и обрабатывать всё мотоблоком тяжело, — объясняет Александр. — Осуществлял свою мечту долго, года полтора точно ушло! Зато и эффект достигнут.
Надо признать, что ошеломляющего впечатления «перепёлкинский» трактор на нас не произвёл: четыре колеса, руль и сиденье, названия красивого — нет, а так всё вроде бы как и должно быть. Гораздо большее уважение к агрегату начинаешь испытывать после краткой лекции Александра о том, из чего это чудо техники сделано:
— У меня был сгнивший «уазик». Я его весь разобрал и дал новую жизнь: от него колёса, коробка передач и мосты, двигатель — военная электростанция. Нож сделал из водопроводной трубы, а капот — из коляски от мотоцикла. А ещё тут есть части от «Запорожца», «газона», «Жигулей» и даже баллон от холодильника.
— А почему кабины нет?
— Потому что в фургон иначе не помещается, до деревни-то он добирается не своим ходом. Зато двухместный, а когда огород надо пахать, сзади ещё и плуги ставятся. В общем, у соседа всё совсем не так было, — с гордостью отвечает хозяин.
— Ну не может ведь быть так, чтобы никаких недостатков у вашего трактора не было! Ломался? — пытаюсь вывести Александра на чистую воду.
— Было дело! Сломалось рулевое управление, прямо на даче. Пришлось трактор загонять в машину и везти в домашнюю мастерскую — совершенствовать. Сначала, когда только собрал его, кардан шёл прямо из коробки передач. Мощности не хватало, а скорость была большая. Но зачем трактору большая скорость? — сам себе удивляется Перепёлкин. — Переделал. Сейчас скорость километров 30 в час и отдельный самодельный редуктор, чтобы хватало тяги. А всего восемь скоростей вперёд, два задних хода. В общем, пришлось поломать голову.
По заслугам и награда! Ноу-хау у Александра получилось просто универсальным: колёса меняются по ширине, можно картошку сеять, а летом ездить за грибами в соседний лесок и собирать их не слезая с сиденья.
— Есть и такой опыт, — подтверждает мастер. — А ещё зимой удобно заснеженные улицы слегка чистить. У меня дочка одиннадцатилетняя, на нём очень любит кататься.
— И мой сын часто спрашивает: нельзя ли у дяди Сани попросить трактор? Очень надо! — продолжает тему подошедший сосед по гаражу. — Я ему уже обещал, что зимой покатаемся.
— А себе такой завести не хотелось или перекупить у Александра? — задаю я вопрос новому участнику беседы, на что получаю ответ: «Нет! Саша сказал, что вещь эта создана в единичном экземпляре и тиражироваться не будет».
Кстати, если перевести идеи и опыты в денежный эквивалент, то получится, что трактор обошёлся Александру в 30 тысяч рублей, в то время как новенький аналог стоит, по меньшей мере, в шесть раз дороже. Казалось бы, экономия налицо, однако сам Кулибин, так его называют коллеги и друзья, признаётся, что слишком уж много пришлось вложить душевных сил и размышлений в созданный объект, так что о продаже или работе на заказ речь сейчас не идёт, хотя предложения были. Более того, Александр Перепёлкин утверждает, что и для себя больше изобретать не будет — слишком уж кропотливое занятие.
Правда, что-то подсказывает, что герой наш лукавит: в рассказах о том, что осталось лишь покрасить трактор в оранжево-чёрные цвета, то и дело проскакивали фразы, что в соседнем гараже ждёт своего звёздного часа нечто, которое после существенной доработки будет называться мотоциклом.
Надо признать, что ошеломляющего впечатления «перепёлкинский» трактор на нас не произвёл: четыре колеса, руль и сиденье, названия красивого — нет, а так всё вроде бы как и должно быть. Гораздо большее уважение к агрегату начинаешь испытывать после краткой лекции Александра о том, из чего это чудо техники сделано:
— У меня был сгнивший «уазик». Я его весь разобрал и дал новую жизнь: от него колёса, коробка передач и мосты, двигатель — военная электростанция. Нож сделал из водопроводной трубы, а капот — из коляски от мотоцикла. А ещё тут есть части от «Запорожца», «газона», «Жигулей» и даже баллон от холодильника.
— А почему кабины нет?
— Потому что в фургон иначе не помещается, до деревни-то он добирается не своим ходом. Зато двухместный, а когда огород надо пахать, сзади ещё и плуги ставятся. В общем, у соседа всё совсем не так было, — с гордостью отвечает хозяин.
— Ну не может ведь быть так, чтобы никаких недостатков у вашего трактора не было! Ломался? — пытаюсь вывести Александра на чистую воду.
— Было дело! Сломалось рулевое управление, прямо на даче. Пришлось трактор загонять в машину и везти в домашнюю мастерскую — совершенствовать. Сначала, когда только собрал его, кардан шёл прямо из коробки передач. Мощности не хватало, а скорость была большая. Но зачем трактору большая скорость? — сам себе удивляется Перепёлкин. — Переделал. Сейчас скорость километров 30 в час и отдельный самодельный редуктор, чтобы хватало тяги. А всего восемь скоростей вперёд, два задних хода. В общем, пришлось поломать голову.
По заслугам и награда! Ноу-хау у Александра получилось просто универсальным: колёса меняются по ширине, можно картошку сеять, а летом ездить за грибами в соседний лесок и собирать их не слезая с сиденья.
— Есть и такой опыт, — подтверждает мастер. — А ещё зимой удобно заснеженные улицы слегка чистить. У меня дочка одиннадцатилетняя, на нём очень любит кататься.
— И мой сын часто спрашивает: нельзя ли у дяди Сани попросить трактор? Очень надо! — продолжает тему подошедший сосед по гаражу. — Я ему уже обещал, что зимой покатаемся.
— А себе такой завести не хотелось или перекупить у Александра? — задаю я вопрос новому участнику беседы, на что получаю ответ: «Нет! Саша сказал, что вещь эта создана в единичном экземпляре и тиражироваться не будет».
Кстати, если перевести идеи и опыты в денежный эквивалент, то получится, что трактор обошёлся Александру в 30 тысяч рублей, в то время как новенький аналог стоит, по меньшей мере, в шесть раз дороже. Казалось бы, экономия налицо, однако сам Кулибин, так его называют коллеги и друзья, признаётся, что слишком уж много пришлось вложить душевных сил и размышлений в созданный объект, так что о продаже или работе на заказ речь сейчас не идёт, хотя предложения были. Более того, Александр Перепёлкин утверждает, что и для себя больше изобретать не будет — слишком уж кропотливое занятие.
Правда, что-то подсказывает, что герой наш лукавит: в рассказах о том, что осталось лишь покрасить трактор в оранжево-чёрные цвета, то и дело проскакивали фразы, что в соседнем гараже ждёт своего звёздного часа нечто, которое после существенной доработки будет называться мотоциклом.
Мария КЛАПАТНЮК