Среда, 17 июля 2024

Редакция

Губернатор Сергей МИТИН: «Мы будем открыто обсуждать проект ЦБК»

{thumbimage 150px 1}Планируемое строительство в Пестове целлюлозного комбината вызвало разную реакцию у жителей нашего региона и соседних областей — Вологодской и Тверской, о чем они рассказали на сайте газеты. «НВ» публикуют эксклюзивное интервью Сергея МИТИНА, губернатора Новгородской области, о том, какова реальная ситуация с проектом.
 
— Сергей Герасимович, появившаяся в СМИ информация о будущем целлюлозно-бумажном комбинате волнует граждан. Главный вопрос сводится к одному: «Почему нас не спросили?».
— Все эти волнения происходят по двум, на мой взгляд, причинам. Первое — это непонимание людей и второе — конкурентная борьба. 
Конечно, мы это имеем в виду. Любой промышленный проект, который сейчас планируется к реализации, будь то целлюлозный комбинат или что-то другое, проходит экологическую экспертизу и должен соответствовать законам Российской Федерации, направленным на соблюдение технологий.
— То есть экспертиза будет?
— Обязательно. Никто не собирается нарушать закон. Тем более, речь идет об огромном проекте, который целиком изменит экономическую и социальную суть не только Пестова и близлежащих районов, но и области. Кто будет в основе этого проекта оставлять нерешенные проблемы? Закладывать бомбу, образно говоря?
Конечно, мы будем обсуждать этот проект с населением, разговаривать с людьми, но пока еще и говорить-то не о чем — идут предварительные оценки. Сначала соответствующие компании (финская фирма «Якки Пури» и Российский союз лесопромышленников и лесоэкспортеров. — Прим. ред.) посмотрели, возможно ли там строительство завода с точки зрения энергетики, воды, наличия лесных запасов, логистики. Говорят, возможно. Мы должны определить источник финансирования, а само по себе строительство очень дорогое (около 500 млн. евро. — Прим. ред.). 50 миллионов евро будет стоить только проектирование. А в реальности это стопка бумаг, за которую нужно отдать деньги. Но при этом надо иметь твердую гарантию, что у нас будет кредит примерно на семь лет и условия кредитования будут экономически выгодными. Как только мы будем иметь такую уверенность, мы тут же, немедленно собираем людей.
Сегодня Пестово — это один из малоразвитых районов не только Новгородской области, но и страны. Какой-либо перспективы построить там крупное предприятие или перерабатывающий комплекс нет. Мы должны это четко понимать. Нефти там нет и не будет, как и других полезных ископаемых.
Или люди продолжат влачить такое существование — там низкая заработная плата, малая занятость — или все-таки появится экологически чистое предприятие, безопасность которого гарантирует государство? Ведь туда придут компании с мировыми именами, начиная от поставщиков оборудования и заканчивая строителями. Они слишком ценят свой имидж, чтобы создавать опасное производство. Никогда банк, в данном случае «Внешэконом», не пойдет на финансирование многомиллиардного проекта, который повлечет экологическую катастрофу.
— Насколько известно, руководству области осенью не удалось подписать соглашение с ВЭБом?
— Как таковой задачи на тот момент не стояло. Был меморандум, который нес политическую нагрузку на предмет ознакомления с проектом председателя наблюдательного совета ВЭБа и председателя правительства Владимира Владимировича Путина. Самое главное, что мы получили его согласие.
— Теперь инициатива только в руках Новгородской области?
— Не только. Как минимум еще четырех фигурантов: компании-инвестора «Континентальинвест», Внешэкономбанка, Российского союза лесопромышленников и лесоэкспортеров и зарубежных проектантов. Еще раз хочу подчеркнуть, что ни одна из этих сторон не поступится своим добрым именем. Слишком много составляющих в этом проекте. В случае нарушений проектировщик скажет — так нельзя, поставщик оборудования — так нельзя… Я уже не говорю о государственных контролирующих органах.
— То есть с пестовским проектом надо смотреть глубже?
— Безусловно. Приведу конкретный пример — ведь точно так же некие люди выступали и против строительства птицефабрик в Крестецком районе. Мы же разобрались, кто это был — конкуренты, у которых птица дороже. Но не забудем, что сейчас в районе 800 рабочих мест со средней зарплатой в 25 тысяч рублей — выше, чем в России, соцпакет и бесплатное питание. Строим дома и детские сады. Чем Пестово хуже?
По опыту, из десяти предлагаемых и обсуждаемых проектов реализуются один-два. Зачем говорить о несостоявшемся? Ну, оповестим мы об этом проекте, а через год меня спросят: где завод? Повторю: как только появится конкретика, будем с людьми беседовать и разъяснять ситуацию в средствах массовой информации.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото из архива «НВ»