{thumbimage 150px 1}В Новгородской области обсуждается проект местного закона «О государственно-частном партнерстве». Что этот закон может привнести в региональную экономику, «НВ» рассказывает один из его авторов — Андрей ШАРОНОВ, заместитель председателя экономического комитета Новгородской области.
— Андрей Николаевич, что подразумевается под государственно-частным партнерством?
—У государства есть некое имущество, которое не может быть приватизировано ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости. С другой стороны, в государственном бюджете нет достаточных средств, позволяющих его эффективно использовать.
—У государства есть некое имущество, которое не может быть приватизировано ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости. С другой стороны, в государственном бюджете нет достаточных средств, позволяющих его эффективно использовать.
Чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике используется концепция государственно-частного партнерства. Одна из самых распространенных форм — концессия, в классическом понимании — это передача имущества, находящегося в публичной собственности, частному инвестору либо оператору. Выгода сторон очевидна: в течение срока концессионного соглашения собственник получает плату за свое имущество, концессионер — доходы от его эксплуатации.
— А что государство может вносить в партнерство и какова необходимость этого законопроекта для Новгородской области?
— Объектами государственно-частного партнерства могут быть дороги, мосты, аэропорты, гидротехнические сооружения, инфраструктура ЖКХ, транспорт общего пользования — все они прописаны в нашем проекте. Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
В Новгородской области планируется реализация нескольких крупных проектов, таких, как строительство аэропорта и речного порта. Эксплуатация их государством будет нецелесообразной. Гораздо эффективнее после строительства или даже на стадии строительства привлечь частный капитал. Вот представьте: мало того, что государство построит и оборудует терминал, ему еще придется закупить самолеты… Сто процентов, никакой бюджет этого не потянет. В соответствии с новым законом будем искать авиакомпанию, которая вложит свои деньги и будет профессионально эксплуатировать аэропорт. Он же остается в собственности государства. Добавлю, что выбираться эксплуатант государственного имущества может только по конкурсу, так что все будет открыто и прозрачно.
— В России есть примеры государственно-частного партнерства?
— Пока мало, но во многих субъектах Российской Федерации разработаны аналогичные нашему законопроекты — в Томске, Татарстане, Ставропольском крае... Из последних концессий известен БЕЛКОМУР — строительство железной дороги в Республике Коми. Можно обратиться к примеру Петербурга, где уже взят курс на использование принципов государственно-частного партнерства и реализуются проекты создания автомобильной магистрали «Западный скоростной диаметр», Орловского тоннеля под Невой, Надземного экспресса.
— Когда ожидается принятие этого законопроекта в Новгородской области?
— Сейчас он проходит обсуждение в муниципалитетах. В преамбуле говорится, что районы при определенных ситуациях тоже могут быть стороной государственного партнерства. Обсуждение пройдет всестороннюю оценку в административных структурах, затем губернатор, если посчитает проект готовым, внесет его на рассмотрение депутатов областной Думы. Надеюсь, сможем представить закон уже в начале следующего года.
— А что государство может вносить в партнерство и какова необходимость этого законопроекта для Новгородской области?
— Объектами государственно-частного партнерства могут быть дороги, мосты, аэропорты, гидротехнические сооружения, инфраструктура ЖКХ, транспорт общего пользования — все они прописаны в нашем проекте. Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
В Новгородской области планируется реализация нескольких крупных проектов, таких, как строительство аэропорта и речного порта. Эксплуатация их государством будет нецелесообразной. Гораздо эффективнее после строительства или даже на стадии строительства привлечь частный капитал. Вот представьте: мало того, что государство построит и оборудует терминал, ему еще придется закупить самолеты… Сто процентов, никакой бюджет этого не потянет. В соответствии с новым законом будем искать авиакомпанию, которая вложит свои деньги и будет профессионально эксплуатировать аэропорт. Он же остается в собственности государства. Добавлю, что выбираться эксплуатант государственного имущества может только по конкурсу, так что все будет открыто и прозрачно.
— В России есть примеры государственно-частного партнерства?
— Пока мало, но во многих субъектах Российской Федерации разработаны аналогичные нашему законопроекты — в Томске, Татарстане, Ставропольском крае... Из последних концессий известен БЕЛКОМУР — строительство железной дороги в Республике Коми. Можно обратиться к примеру Петербурга, где уже взят курс на использование принципов государственно-частного партнерства и реализуются проекты создания автомобильной магистрали «Западный скоростной диаметр», Орловского тоннеля под Невой, Надземного экспресса.
— Когда ожидается принятие этого законопроекта в Новгородской области?
— Сейчас он проходит обсуждение в муниципалитетах. В преамбуле говорится, что районы при определенных ситуациях тоже могут быть стороной государственного партнерства. Обсуждение пройдет всестороннюю оценку в административных структурах, затем губернатор, если посчитает проект готовым, внесет его на рассмотрение депутатов областной Думы. Надеюсь, сможем представить закон уже в начале следующего года.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото автора
Фото автора