Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Алмазно-кварцевый край

{thumbimage 150px 1}Эксперты позитивно оценивают перспективы региона по полезным ископаемым
Каждый год на территории Новгородской области геологи открывают новые месторождения песка, воды и торфа. Как зависит экономика региона от этих залежей? Если ли у нас алмазы и какая перспектива у предприятий, использующих полезные ископаемые, добываемые на территории области, мы попытались выяснить у начальника отдела геологии и лицензирования по Новгородской области Федерального агентства по недропользованию Министерства природных ресурсов РФ Николая КАЗАКОВА.

— Николай Васильевич, наша область находится вдалеке от залежей угля, нефти и природного газа. Что сегодня представляет из себя геология региона?
— Я просто приведу статистику: на территории области за 2010 год разведано порядка 240 месторождений полезных ископаемых. Из них разрабатывается около сотни. Кроме того, на государственном балансе стоит 639 месторождений торфа. Другое дело — кто ими занимается? Например, у нас разрабатываются всего три месторождения торфа и существует всего пять предприятий, занимающихся переработкой. На постоянной основе ведётся добыча и переработка восьми полезных ископаемых: кирпичные глины — два завода, силикатные пески — один, строительный щебень — три, карбонатные породы для производства извести — одно предприятие, стекольные пески — два предприятия, огнеупорные глины — один завод. Ну и самая традиционная ещё с советских времён отрасль, порядка 50 предприятий, — строительные пески и песчано-гравийная смесь (ПГС). Это, можно сказать, все, кто заинтересован в недрах области.
— Я так понимаю, эти цифры далеки от идеала, и наши ресурсы могли бы быть использованы с гораздо большей выгодой для экономики региона?
— Действительно, в начале 1990-х объём добычи полезных ископаемых на территории Новгородской области упал по сравнению с предшествующим десятилетием, но остается стабильным по сей день. Добыча тех же огнеупорных глин упала в 7 раз, ПГС — в 5 раз, строительных песков — в 3 раза. Самый показательный пример — торф, его добыча упала в 30 раз. Положительная тенденция только по кварцевым пескам. И только потому, что у нас открывается новое перерабатывающее предприятие.
Между прочим, это перспектива наших недр. Возможно, в следующем году в Неболчах начнут выпускать кварцевые концентраты для производства не только бутылочного стекла, но и листового. Наши ресурсы это позволяют сделать, было бы нужное оборудование. А вот комбинат огнеупоров сейчас переживает не лучшие времена. Во время кризиса серьёзно снизились запросы на их продукцию.
— О падении добычи торфа: может быть в современной России он и не нужен?
— В отличие от газа или нефти запасы торфа восстанавливаются в течение примерно 100 лет. Также, помимо топлива, его используют в производстве удобрений. Могу сказать, что в соседней Финляндии очень развита микроэнергетика — котельные и электростанции, работающие на торфе. Какой можно сделать вывод? Предприятиям экономически выгодно использовать его, а населению — экологически.
— Но ведь не стоят предприниматели в очередях, чтобы получить в разработку месторождение? Насколько известно, и алмазы у нас в земле лежат, но никто не хочет их добывать. Наверное, потому, что они никакой ювелирной ценности не представляют?
— Нет, вы не правы, представляют. У нас на территории области выделена очень перспективная площадь под эту добычу и даже найдены алмазы в нескольких реках. Анализ позволяет предположить, что у нас есть промышленные алмазоносные кимберлитовые трубки, в которых могут находиться в том числе и ювелирные камни. Ценность трубки, кстати, определяется наличием этих самых ювелирных камней. В каждой из них может находиться только 10–30% таких алмазов, а остальная часть — техническая. А ценность такова: один карат технического алмаза стоит порядка 10 долларов США, а один карат ювелирного — от 10 до 1000.
Могу сказать только одно: если мы найдём такую трубку и кто-то займётся её разработкой, экономика области полностью изменится. Во-первых, в бюджет, в виде налогов, будут поступать огромные средства, а во-вторых — вокруг этого предприятия начнёт развиваться инфраструктура, приносящая дополнительный колоссальный доход.
 
Александр ФРОЛОВ
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)