Среда, 17 июля 2024

Редакция

Прозрачные банкоматы

4 октября вступают в силу изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Они обязывают банки указывать размер комиссии при снятии наличных в банкомате.
Новым законом установлено правило: кредитная организация — владелец банкомата — обязана информировать держателя платёжной карты о размере комиссионного вознаграждения, взимаемого ею в дополнение к установленному договором между эмитентом платёжной карты и держателем этой карты.
Информационная строка должна появиться не только на дисплее банкомата до совершения операции с картой, но и по итогам операции уже на чеке, который получил клиент.
Нововведения призваны обезопасить пользователей от последствий экономического кризиса, приведшего к тому, что ряд коммерческих банков увеличил размер комиссионного сбора за осуществление операций с банковскими картами, не оповещая клиентов.
Эксперты отмечают, что технически отладка такого механизма представляется проблематичной: необходимо, чтобы банк-владелец банкомата связался с банком-владельцем карты и узнал подробности его контракта с клиентом.
Впрочем, новгородцы опасений федеральных экспертов не разделяют. Так, по словам представителей филиала МоскомПриватБанка манипуляции клиента с обыкновенной платёжной карточкой комиссиями не облагаются, в то же время операция с кредитной картой ведёт к комиссии в 4%, впрочем, информацию об этом пользователь получает на дисплее.
— При обслуживании своих клиентов банк не собирает комиссию, — комментирует главный экономист группы развития новгородского филиала «Акбарс-банк» Сергей КОЖУХОВ. — Если банк картодержателя является участником проекта «Объединённая расчетная система», комиссия в наших банкоматах составляет 0,4% и нигде не пропечатывается. Если же банк в эту систему не входит, то на чеке клиент увидит, какую комиссию он заплатил за операцию. Для полного соответствия банкоматов новому закону придётся организовать «перепрошивку» техники. Это потребует некоторого времени.
Есть в работе банков и ещё один любопытный нюанс.
— Распространенная среди банков практика заключается в том, чтобы не брать комиссию с «чужих» клиентов. Однако комиссию за пользование «не своим» банкоматом взимает «родной» банк клиента. Впрочем, такие отношения не регулируются изменениями в законе, — комментирует начальник отдела банковских карт новгородского филиала Сбербанка Игорь КОСТИН.
Кроме того, банки всё ещё самостоятельно определяют комиссию за другие услуги, такие, как остаток средств или выписка со счёта. Обязательное информирование клиентов о суммах этих услуг в изменениях к закону не прописано. Так что вполне вероятно, что законодательство в этой сфере еще не раз будет уточняться.
 
Мария КЛАПАТНЮК