Среда, 17 июля 2024

Редакция

Лизинг для всех

Минэкономразвития предлагает внести поправки в закон о лизинге. Они касаются отношений как с юридическими, так и с физическими лицами.
Соответствующий законопроект, вероятнее всего, будет рассмотрен Госдумой до конца года. Это уже вторая попытка министерства внести изменения в закон о лизинге, в июле МЭР отозвало «сырой» проект на доработку.
Поправками предлагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, ввести лизинг для физических лиц и некоммерческих организаций. Корреспондент «НВ» опросил экспертов о последнем изменении. Оказалось, что ОАО «Новгородская лизинговая компания» работает с физическими лицами с 2004 года.
— Спрос на лизинг от физических лиц есть, — комментирует Александр ВАСИЛЬЕВ, генеральный директор ОАО «НЛК». — И мы сформировали соответствующее предложение. Юридически это нельзя было назвать именно лизингом, скорее, это аренда с последующим выкупом. В структуре нашего портфеля физлица занимают порядка 20–30%. Так что узаконивание лизинга для частников, на мой взгляд, вызовет рост этого сегмента рынка.
Как правило, частные лица приходят в лизинговые компании за легковыми автомобилями. Для одних аренда с последующим выкупом является альтернативой обращению в банк, для других такая форма покупки авто была просто удобнее. Так как собственником машины является лизинговая компания, всю работу по страхованию, постановке на учет, уплате транспортного налога она берет на себя.
— Изменится ли что-то в работе лизинговых компаний, если лизинг для физлиц узаконят, зависит от того, на чем специализируется компания. Существуют компании, портфель которых на 100% состоит из сделок с крупными предприятиями, есть те, кто принципиально не работает с частными предпринимателями, а обслуживают малый и средний бизнес. Изменять свою стратегию и размениваться на лизинг для частных лиц подобные компании не будут. Но есть ряд компаний, специализирующихся только на лизинге легкового автотранспорта, и вот им это нововведение может существенно помочь в работе, — отмечает  Евгений ДОМБРОВСКИЙ, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Великом Новгороде.
Что касается развития рынка лизинга Новгородской области, то, по словам экспертов, его пик пришелся на 2007-й — начало 2008 года. В кризис он «просел» примерно на 50–60%. Сейчас ситуация стабилизировалась, вернулся отложенный спрос, и показатели лизинговых компаний приближаются к уровню докризисных.
По мнению Евгения Домбровского, в сфере лизинга в данный момент наблюдается ряд тенденций. В компаниях произошло перераспределение сделок по типам имущества: до кризиса в Новгородской области в лизинг брали грузовой транспорт. Сейчас спроса на лизинг такого имущества практически нет. В последнее время оживились малые предприниматели — они стали приобретать малотоннажный транспорт. Руководители в прошлом году отказывались от легковых машин для представительских целей — сейчас такие сделки вернулись. Кроме этого происходит перераспределение клиентской базы среди лизинговых компаний, часть которых обанкротились. Изменились подходы к подбору лизингополучателей: они стали более жесткими и консервативными.
 
Елена УСКОВА