Среда, 17 июля 2024

Редакция

Электронные кондукторы для электронных зайцев

{thumbimage 150px 1}Платить за проезд в общественном транспорте смарт-картами новгородцы могут начать уже в 2012 году. Однако городским и областным транспортникам еще предстоит найти консенсус для внедрения программы электронных проездных.
В проекте «Программы развития пассажирского транспорта на 2011—2013 годы в Новгородской области», которую сейчас разрабатывают в администрации региона, предусмотрено введение электронных расчетов за проезд с помощью «Социальной карты жителя области».
По мнению Алексея ЛОБАНЦА, заместителя председателя областного  комитета по транспорту и связи, полигоном для испытаний должен стать Великий Новгород уже в 2011—2012 году. Это естественно, поскольку автопарк областного центра — самый большой в регионе: около 200 машин. В них установят так называемые валидаторы — устройства для проверки документов на электронных носителях.     
Пассажирам воспользоваться валидаторами несложно: войдя в салон, нужно приложить смарт-карту к сканеру. Оттуда сигнал пойдет к водителю, от него — через систему «ГЛОНАСС» в центральную диспетчерскую. Борьба с «зайцами» в этом случае будет проходить по следующей схеме: контролер, зайдя в автобус, может заблокировать систему, и все, кто не успел оплатить проезд, будут оштрафованы.
По информации из комитета по транспорту и связи, уже сейчас у властей Новгородчины есть два коммерческих предложения по установке валидаторов — за 40 млн. рублей (крепление приборов на автобусных стойках) и за 18 млн. рублей (ручные, для кондукторов). Однако проблема состоит в том, что в администрации Великого Новгорода пока не готовы внедрять электронный проезд.
Планы по внедрению электронных проездных на общественном транспорте Великого Новгорода есть. Это подтверждает Павел МОРОЗОВ, председатель профильного комитета мэрии. Тем не менее он считает, что внедрение  электронного учета само по себе ничего не дает: должен быть просчитан экономический эффект. Сегодня, к примеру, в ПАТП-2 Великого Новгорода работает около 400 кондукторов. Им на смену и должны прийти валидаторы, по идее, сэкономив городскому автопарку значительную сумму.
— По опыту других городов, использование валидаторов пока приносит мало толку, — считает Павел Морозов. — Есть пример Липецка, где приборы уже установлены, но пассажиры пользуются электронными картами весьма неохотно. Нужно учитывать российский менталитет. Чтобы все сделать грамотно, нужно поставить в автобусах турникеты у передней двери. Представляете, сколько времени будет входить толпа в часы пик? А избавиться от очередей можно, лишь вдвое увеличив существующее количество автобусов и троллейбусов. Так что дело вовсе не в технической проблеме установки валидаторов.
Есть еще нюанс: в наполнении «электронного проездного» (он войдет в «Социальную карту жителя области») должны участвовать областные, городские власти и сами перевозчики, но последние, по выражению Павла Морозова, «лежат на боку».
Поиски компромисса между областью и городом продолжатся в последнем квартале 2010 года, когда администрация Великого Новгорода разработает свое видение ухода от наличных денег при оплате проезда.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)