Суббота, 04 января 2025

Редакция

Ориентиры роста

{thumbimage 150px 1}Успешное развитие фермерских и подсобных хозяйств способствует продвижению вперёд агропромышленного комплекса Хвойнинского района.
В прошлом году Хвойнинский район в областном рейтинге муниципальных районов по темпам развития сельскохозяйственного производства занял первое место. По словам начальника отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации района Татьяны ИЗОТОВОЙ, аграрный сектор района динамично развивается и нынче.

Равнение на лидера

Например, сельхозкооператив «Левочский» этого района — в числе лучших сельхозпредприятий области. Результаты его работы впечатляют.
— Если в прошлом году мы реализовали продукции на 48 миллионов рублей, то в этом выйдем на 55 миллионов, — заявил председатель кооператива Александр ФЕДОРОВСКИЙ. — Растут надои, повышаются урожаи возделываемых культур. Мы ежегодно только техники закупаем на 5–7 миллионов рублей. Повышается зарплата у работников. Наверное, поэтому к нам просится в доярки, механизаторы молодежь из других регионов.
Александр Владимирович увлеченно рассказывал о пользе компьютера, имеющегося на молочном комплексе, о новых технологиях, применяемых на полях, о том, как удалось в это засушливое лето заготовить столько кормов, что их с лихвой хватит стаду на зиму, есть излишки и на продажу.
Конечно, «Левочский» в определенной мере делает «погоду» в аграрном секторе, но это еще не весь район. А как живут другие хвойнинские хозяйства? Выяснить это я отправился из Левочи в сторону Вологодской области.
По хорошей дороге мы быстро домчались до деревни Никитино. В ней, как и в других деревнях округи, нет крупных сельхозпредприятий, в деле себя проявляют фермеры. Они держат коров, телят, поросят. В одно из таких хозяйств заглянули.
Принадлежит оно предпринимателю Фархаду ТИМУРОВУ. Трудно сказать, что было бы со скотным двором, выставленным на продажу, так как сельхозпредприятие обанкротилось, если бы он этой весной его не выкупил.
— Двор имел плачевный вид, — говорит управляющий хозяйством  Тигран ТИМУРОВ. — Были стены и крыша, но и та как решето. Пришлось все ремонтировать, вставлять окна, двери, настилать полы, провести электричество, воду. С этим мы справились в течение двух месяцев, и уже в июле поставили сюда первых 12 поросят.
Заходим во двор. В тамбуре — печка с большим котлом. Как пояснил Тигран Тимуров, ее специально сложили для подогрева воды животным. В помещении светло, чисто, в просторных клетках разгуливают хорошо накормленные хрюшки. К тем 12 поросятам уже прибавилось еще 30, взятых в райпо на откорм. Но этим предприниматель не ограничится: подал заявку в райпо еще на 40 поросят. Брать животных будет и далее из расчета, чтобы до зимы их было не менее ста.
Кому-то создание и работа этого хозяйства может показаться фактом малозначительным, но не для жителей Никитина. В деревне появились новые рабочие места, сюда стала возвращаться молодежь.
На дворе мы встретили Виталия РЯБЧИКОВА. Раньше они с женой жили в другом месте, но как только в Никитине открылось свинопроизводство, перебрались сюда, на родину жены.
— Работа нам нравится, — пояснил Виталий. — Да и на зарплату грех жаловаться, хозяин не обижает. Но главное — есть перспектива, ведь производство будет расширяться.

Возвращение домой

Из Никитина мы продолжили путь в сторону областной границы. Остановились в Баслове — окраинной новгородской деревне. В полутора километрах Вологодчина. Место здесь тихое, кругом поля, перелески. Но даже на большом удалении от оживленных дорог и городов жизнь в Баслове кипит. Первыми, кто нам встретился в деревне, были фермер Сергей МАГАРЧУК и его дочь Анна. Поначалу мне показалось, что Анна в гостях у родителей, но я ошибся.
— Вы что, какие гости? — возразила она. — Я здесь живу, и не одна, а с семьей. С мужем работаем в фермерском хозяйстве отца.
Анна призналась, что когда окончила девять классов, в поисках лучшей жизни поехала в город. Там училище закончила, замуж вышла, но так и не смогла прижиться.
— Мы с мужем посмотрели, что перспектив купить квартиру никаких, к тому же городская суета донимала, и как-то в одночасье решили переехать к отцу, — говорит Анна. — Быстренько собрали свой скарб и примчались сюда. Думаете, жалеем? Ничуть. Нам здесь интересно жить, и работа нравится. Муж у меня строитель, в технике разбирается, во всем мне и отцу помогает. Мне приятно, что его мои родители хвалят.
Сергей Магарчук с женой живут в одном доме, а Анна с мужем Евгением — в другом, стареньком. На то, чтобы купить хороший, денег тогда не хватило. Но к родителям молодые перебираться не собирались, полагая, что жить отдельно лучше.
— Скоро уже у нас будут свои хоромы, — с гордостью сказала Анна и пригласила посмотреть строящийся дом на въезде в деревню. — Не поверите: в начале июля фундамент построили, а сегодня вон что уже сделано!
Возведен дом из калиброванных бревен. Размеры немалые: 9,5 метра в ширину и 11 в длину. Есть уже крыша, покрытая рубероидом, в ближайшее время на него ляжет железо. А до наступления холодов будут установлены и окна, двери.
— Вы что, в таком огромном доме собираетесь в прятки играть? — спрашиваю Анну.
— А вы думаете, что мы с мужем живем вдвоем? Ошибаетесь. Семья у нас немалая. Самой младшей дочери Валентине — полтора месяца, сыну Костику — три с половиной года, дочери Настеньке — семь лет. Мне 26 лет, и муж мой тоже молодой, в наших планах еще троих детей завести. Деревня наша должна расти, развиваться.
Анна увлеченно рассказывает, что на первом этаже их дома будут две детских, спальня, гостиная, кухня, и три комнаты — на втором этаже. В доме будут паровое отопление, водопровод, оборудование для этого присмотрено. А возле него разобьют сад, построят теплицу.
— Если не секрет, как вам удалось такой дом построить? Он, наверное, больших денег стоит? — обращаюсь к Анне.
— Его сметная стоимость — два миллиона рублей. Честно скажу, не будь помощи государства, нам бы такой дом не построить. По федеральной программе, как для молодой семьи, государство безвозмездно предоставило 1 миллион 200 тысяч рублей. Остальную часть средств должны вложить сами. Мы прикинули, что осенью будущего года будем жить в этом доме.
Для того чтобы заработать эту часть денег, фермерское хозяйство расширяется. До прошлого года Сергей Магарчук на своем дворе возле дома с трудом размещал восемь коров и два десятка голов молодняка. Но взяв в аренду пустовавший двор, подремонтировал его и почти в два раза увеличил поголовье скота, завел поросят. В планах фермера продолжить ремонт двора, чтобы уже в ближайшее время довести численность коров до 50, а поросят — до 100.
— Живя в такой отдаленной местности, наверное, есть проблема со сбытом молока? — интересуюсь у фермера.
— Ее нет сейчас. И когда численность скота утроится, тоже не будет. Мясо продаем в райпо, молоко перерабатываем, полученные творог, сливки, сметану реализуем на рынке. Нам этим выгодно заниматься.

Проблемы имеются. Будем решать

В районе не все хозяйства сразу вписались в жесткие условия рыночной экономики, отдельные из них обанкротились. Но благодаря продуманной работе администрации района на месте ранее не эффективно работающих сельхозпредприятий с приходом инвесторов создаются новые коллективы. В результате этого удается сохранить производственный потенциал, обеспечить людей работой.
На базе бывшего совхоза имени Денисова прошло несколько реорганизаций, но толку от вновь создаваемых хозяйств так и не было. Но вот весной этого года имущество хозяйства, которое носило название ООО «Боровское», выкупил предприимчивый инвестор. И хотя прошло не так много времени, как создано новое предприятие ООО «Молодильно», в районе отмечают, что подвижки в лучшую сторону налицо. Идет увеличение поголовья крупного рогатого скота, посевных площадей. У инвестора большие планы по увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Это все позволяет сельчанам с оптимизмом смотреть в будущее.
А взять ООО «Надежду», которое создано на базе бывшего сельхозпредприятия «Восток». В ноябре будет два года, как его возглавил энергичный Александр ФИЛИППОВ. К слову, по специальности — агроном.
— Разумеется, за столь короткий срок горы свернуть невозможно. А что удалось сделать? Есть ли подвижки в лучшую сторону? — интересуюсь у Александра Викторовича.
— Горы сворачивать не собираемся. Делаем привычное дело. Перво-наперво рассчитались с долгами. Погасили задолженность в 360 тысяч рублей по зарплате, выплатили долги по налогам — 160 тысяч, погасили кредиторскую задолженность, которая составляла 200 тысяч рублей. Теперь люди получают зарплату вовремя, у рабочих ведущих участков она увеличивается.
Александр Викторович рассказал, что экономит на всем, где можно, ищут пути, как заработать деньги. За счет свинофермы, которая раньше давала одни убытки, а теперь приносит прибыль благодаря продаже поросят и мяса, а также за счет реализации бычков, снятых с откорма, хозяйство обеспечило себя всем необходимым для проведения весенних полевых работ.
Филиппов не скрывает, что дается это большим трудом, много проблем, нерешенных задач, но тем не менее растет поголовье крупного рогатого скота, свиней, увеличивается их продуктивность, земля стала лучше обрабатываться. Хозяйство имеет свой магазин в Хвойной, в котором жители райцентра приобретают свежие молоко, мясо и другую продукцию сельхозпредприятия.
Больным вопросом считает Александр Филиппов состояние техники в хозяйстве. На покупку новых тракторов, посевного, почвообрабатывающего инвентаря и кормозаготовительных машин денег пока не хватает, но все-таки в этом году был потрачен почти миллион рублей на приобретение запчастей к имеющейся технике. Это позволило содержать ее в рабочем состоянии и выполнить тот объем работ, который был намечен.
В планах Александра Филиппова на следующий год обзавестись новым трактором и по возможности ворошилкой, пресс-подборщиком для заготовки кормов. А еще он думает, как через год-два построить современную животноводческую ферму. Верится, что такому энергичному руководителю это под силу. Это он сейчас доказывает, неся такую нелегкую ношу.

Хвойнинский район
 
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора