Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Дремучие перспективы

{thumbimage 150px 1}Последствия урагана в Любытине и окрестностях не ограничиваются разрушениями частных домов и ЛЭП.  От стихии сильно пострадала лесная промышленность района.
Как отметил Владимир ЕФИМОВ, генеральный директор новгородской лесопромышленной компании «Содружество», порядка 70% арендуемого его компанией лесного фонда в настоящее время повалено ураганом.
Предприниматель уже посчитал приблизительную сумму ущерба:
— В год мы в среднем заготавливали 174 тысячи кубов, заготовить в этом году получится не больше 74 тысяч. В результате выручка предприятия упадет на 140 миллионов рублей в год. С такими проблемами столкнулись практически все лесозаготовители, сейчас у каждого из них в среднем осталось 15—20% рабочих территорий.
Ущерб подсчитывают и лесоперерабатывающие предприятия. Так, по словам Михаила ПОЛИНА, генерального директора ООО «Сетново» (концерн «Стора Енсо»), прямые убытки компании от повреждений ураганом зданий и сооружений составили 5,6 млн. рублей.
Сейчас главная задача лесовиков — убрать как можно больше леса. Все силы брошены на расчистку ветровала: от этого зависят и прибыль бизнесменов, и ситуация с пожарной обстановкой в будущем. На предприятиях рассказывают, что сейчас ведется заготовка поваленного леса, который ближе всего находится к населенным пунктам. Разгребать лесные завалы очень сложно, к некоторым территориям техника подъехать не может. Эксперты утверждают, что весь лес убрать не получится, большая его часть так и останется на месте. Лесозаготовители констатируют и снижение производительности труда на 30—35% в зависимости от характера повреждений.
— Если раньше бригада могла заготовить порядка 100 кубов в день, то сейчас — не больше 60, — говорит Александр МАЛЫШЕВ, начальник отдела-лесничий Любытинского лесничества. — Кроме этого, мы  ограничены во времени: лес очень быстро теряет свою товарность.
Самая ценная древесина — деловая, ее сейчас заготавливают в первую очередь. Пока она свежая, ее можно реализовать по рыночной цене. Через год ветровальный лес, вывезти который не успеют, будет котироваться как техническое сырье, что снижает его цену в два раза.
Стоимость может понизить и избыток леса, который сейчас образуется в результате интенсивной заготовки ветровала. Но, как отметил Михаил Полин, в ноябре-декабре этого года, скорее всего, следует ожидать дефицита качественного леса. Уже сейчас цены на пиловочник поднялись с 2300 до 2600 рублей за кубометр.
Дремучие перспективы видятся не только в реализации древесины: в связи с тем, что большинство из арендуемых территорий фактически станут не пригодными для работы, в будущем возникнет необходимость в новых рабочих площадках, а их, по словам специалистов, практически не осталось.
                         *    *    *
Если новгородские леса пострадали от ураганного ветра, в других областях настоящей бедой стал огонь. Руководство комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области вышло с инициативой к пострадавшим регионам использовать древесину из нашей области в качестве стройматериалов. По идее, это поможет обеим сторонам: одной — реализовать больше поваленного леса, другой — использовать его на возрождение сел и деревень.
Как сказал корреспонденту «НВ» Олег ВЕРИНИКИН, первый заместитель председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, реализация поваленного и поврежденного леса будет осуществляться по льготным расценкам. В среднем стоимость кубометра обезличенной древесины составит 30—50 рублей. Тем не менее с начала этой «акции» поступил только один звонок из Рязани, но конкретных просьб от этого города и других пострадавших регионов не поступало.
 
Елена УСКОВА
Фото из архива «НВ»