Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Компоненты сольются в кластер

{thumbimage 150px 1}В Новгородской области разработан проект кластера  по  производству автомобильных компонентов
Российское правительство обязало зарубежных производителей автомобилей в течение ближайшего времени сосредоточить 30% выпуска комплектующих в нашей стране. Это дает хороший шанс для Новгородской области, расположенной недалеко от Санкт-Петербурга, где выпускается ряд моделей известных мировых автомобильных брендов.
В свое время представители нескольких крупнейших иностранных автоконцернов и производителей автомобильных комплектующих приезжали в регион «на рекогносцировку» — чтобы узнать условия размещения производства. Причины были разные, но сборочные предприятия в области не оставались. Теперь Великий Новгород готов взять реванш, создав кластер по производству автокомпонентов.
— Мы намерены привлечь на нашу территорию производителей автодеталей, предложив им участок в 170 гектаров между поселком Трубичино и площадкой ОАО «Акрон», — рассказывает Анатолий ТЕЙДЕР, начальник отдела инвестиционной деятельности экономического комитета администрации области. — По предварительным расчетам, необходимо производить автокомпоненты  более чем для 300 тысяч машин в год. Объем требуемых инвестиций по этому проекту составит 50,4 миллиарда рублей, включая подводку инженерной инфраструктуры и подъездные пути.
Потенциальным инвесторам будет предложено разместить производства не выше третьего класса опасности. Например, там не смогут выпускаться аккумуляторы и автошины.
Сегодня в Новгороде нет производителей автокомпонентов. К автомобильной отрасли можно отнести, пожалуй, проектное бюро ООО «Бентелер Автотехника Новгород», группу компаний «ГАРО», разработчика и изготовителя оборудования для автосервиса, ЗАО «Новтрак», производителя прицепов, и завод «Автоспецоборудование», только что начавший производить тракторомобили.
Концепция создания кластера (технопарка) по производству автокомпонентов «Трубичино» получила поддержку и вошла составной частью в общую аналогичную разработку для Северо-Запада. Оценив рынок, в Петербурге, например, еще три года назад создали кластер производителей автокомпонентов. Ключевую роль в нем играет Санкт-Петербургская ассоциация производителей автокомпонентов (СПбАПАК), членами которой в настоящее время являются более 60 предприятий. Номенклатура их серийной продукции включает свыше 1500 изделий. Валерий КИСЕЛЕВИЧ, исполнительный директор СпбАПАК, называет действия новгородских властей «очень дальновидными»:
— Пять иностранных автомобильных заводов, которые посажены в Питере и области, наберут оптимальную мощность к 2015 году. К тому времени в России будет выпускаться свыше трех — трех с половиной миллионов машин. Из них львиная доля придется на зарубежных производителей. Кто будет поставлять им комплектующие? На рынке автокомпонентов сегодня не то чтобы не тесно, на рынке нет никого. То, что делает сегодня на перспективу Великий Новгород, вызывает уважение. Тем более что для этого есть все основания, я имею в виду возрастающую логистическую доступность территории в связи со строительством трассы Москва — Петербург и Усть-Луга — Великий Новгород.
По словам Анатолия Тейдера, среди российских регионов стремительно растет конкуренция за привлечение инвесторов, в том числе и из автопрома. В начале 90-х годов Новгородская область была одной из первых, предлагавших бизнесу льготы для развития, но сейчас подобные условия есть в каждом субъекте. Значит, нужно в рамках законодательства изобретать новые способы «облегчить жизнь» бизнесменам.
— В нашем случае это могут быть сжатые сроки прохождения бюрократических процедур, наличие исчерпывающей информации об инвестиционных площадках и уменьшенная стоимость входа в проект. Ведь не секрет, что аренда или стоимость земли в Новгородской области более выгодна, чем в соседних регионах, — говорит Анатолий Тейдер.
По данным Национальной ассоциации производителей автокомпонентов, суммарный объем рынка автокомпонентов и запасных частей в России в 2008 году превысил
46 млрд. долларов. К 2010 году суммарный объем рынка автокомпонентов ожидался в районе 55–56 млрд. долларов, но по причине разразившегося кризиса такой уровень будет достигнут, скорее всего, к 2012 году.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото из архива «НВ»