Среда, 27 ноября 2024

Редакция

Мифическая романтика дальнобоя

Представить крупную автостраду без массивных «кирпичей» многотонных фур сегодня практически невозможно. Новгородской области, через которую пролегает трасса Санкт-Петербург — Москва, в этом смысле особенно повезло.
Автомобили со всей России, пересекающие Новгородчину, воспринимаются не иначе как неотъемлемая часть пейзажа. Сами же дальнобойщики в фольклоре давно стали фигурой мифической.
Развенчать мифы о «романтике», с одной стороны, и о «чрезвычайной опасности» профессии, с другой, нам помог Сергей ДУДЧЕНКО — человек, с юности влюблённый в дорогу и автомобиль. Закончив автомобильный факультет НовГУ им. Ярослава Мудрого, наш герой решил на собственном опыте проверить, что же это за профессия такая — дальнобойщик.
— Представление о дальнобойщике как о свободном герое дороги — далеко от истины. Конечно, есть целый ряд хороших моментов, главный из которых — возможность объехать всю нашу страну, да и Европу тоже. Кроме того, многие сейчас расстраиваются из-за невозможности съездить к морю, а вот дальнобойщик, имея южный рейс, иногда может взять с собой жену и ребёнка, никто этого не запрещает.
Впрочем, на этом позитивные моменты заканчиваются. Потому что прежде всего это тяжёлая профессия для настоящих мужчин, я бы сравнил её с трудом шахтёра. И самая большая сложность — в постоянных разъездах времени на семью просто не остаётся. Рейс в Ростов-на-Дону или Сочи займёт минимум неделю. Мой самый протяжённый маршрут до Екатеринбурга и обратно длился что-то около двух недель, потом пару дней дома и снова в рейс.
— Разумеется, кабина максимально обустраивается для собственных нужд. Тем более что сейчас в продаже появилось очень много вещей, способных сделать жизнь дальнобойщика более комфортной: у любого водителя есть газовая плита, на ней можно подогреть чай или приготовить обед. От прикуривателя работает холодильник. На моей «кухне» есть все необходимые приборы, вплоть до таких мелочей, как разделочная доска. Да и придорожная инфраструктура не стоит на месте: всё чаще в путевых кафе можно не только перекусить, но и принять душ. Правда, все эти блага развиты лишь в центральной части страны, а на её окраинах всё как прежде.
Хоть лихие 90-е годы и остались далеко позади, в дороге водителю нужно держать ухо востро. Сегодня «на перекуре» можно запросто лишиться запаски, причём даже на охраняемых стоянках. Поэтому прежде чем встать на отдых, я всегда по рации интересуюсь у коллег репутацией места и только после этого паркуюсь.
— Я думаю, что все стереотипы идут извне. А вот внутри дорожной системы все знают, что к чему. Впрочем, не буду отрицать — водители бывают самыми разными. Лично мне двух лет вполне хватило на то, чтобы разглядеть под слоем романтики постоянную нехватку времени, вечное нервное напряжение, отсутствие полноценного сна. Так что дальнобойщиком с большим стажем я вряд ли буду, но и своей юношеской мечте не изменяю, сейчас в основном занимаюсь логистикой — направлением, особенно актуальным для Новгородской области.
 — Между прочим, во время кризиса объём грузоперевозок сократился более чем в два раза, да и сейчас докризисного уровня мы ещё не достигли. Вот и получается, что объём перевозок не так велик, а трасса уже загружена. Мне кажется, что скоро проекты параллельных платных дорог будут всё более актуальными.
По статистике, аварии с участием легковых авто чаще всего случаются из-за несоблюдения скоростного режима, водители фур попадают в ДТП из-за нарушения графика труда и отдыха. Можно представить, что происходит, когда все эти проблемы «встречаются» на одном дорожном полотне.
 
Мария КЛАПАТНЮК