Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Первые в стране

Великий Новгород мог бы стать крупным транспортным узлом, если бы не мировая война
Далеко не все знают, что исторически праздник, который отмечают железнодорожники, тесно связан с именем императора Николая I — монарха, который уделял огромное внимание развитию этого вида транспорта. Учрежден праздник был в 1896 году, и после этого, вплоть до 1917 года, железнодорожники принимали поздравления 28 июня — в день рождения августейшей особы.
Большевики упразднили День железнодорожника как пережиток самодержавной России. Однако в 1936 году постановлением ЦИК СССР за подписью Михаила Калинина он был возрождён, назван «Днём железнодорожного транспорта Советского Союза» (в 1980-х ему вернули историческое, «профессиональное» название), и по сей день он празднуется в первое воскресенье августа.
Между тем, проходящая по территории Новгородской области главная железнодорожная ветка страны, связывающая две российские столицы — Москву и Санкт-Петербург, была, по сути, самой первой полноценной российской дорогой. Она до сих пор является эталоном для всей России, стран СНГ, Финляндии и Монголии и нескольких направлений стран — бывших участниц Варшавского Договора. Построена дорога была при императоре Николае I, поэтому до сих пор очень употребительно ее историческое имя — «Николаевская».
Кстати, существует много догадок о том, почему железная дорога в России на несколько сантиметров шире, чем в Европе. По сей день ходят версии о том, что причина военная — не допустить проезд поездов потенциальных интервентов. Как рассказывают современные железнодорожники, в 1842 году (на 4 года раньше, чем европейцы) отечественные инженеры приняли решение о ширине колеи в 1520 миллиметров при строительстве дороги Москва — Санкт-Петербург. Они посчитали, что это даст большую пропускную способность и, в потенциале, позволит русским поездам развивать более высокую скорость, нежели европейским.
На территории нашей области «железнодорожная ветка № 1» проходит через Чудово, Малую Вишеру и Окуловку, минуя областной центр. И до сих пор жители Великого Новгорода едут в обе столицы по своеобразному ответвлению до Чудова, и только оттуда их поезда выходят на нужное направление. А ведь могло быть по-другому, и Великий Новгород мог стать крупным транспортным узлом.
Дело в том, что в начале XX века был одобрен проект строительства прямой дороги из Москвы на Нарву (ныне — третий по величине город Эстонии). Основной участок этого железнодорожного полотна должен был соединить Валдай, Крестцы и Новгород. Помешала первая мировая война — финансирование было прекращено, а позже и сам проект безвозвратно канул в Лету. Самым ярким напоминанием о нём в наше время служат быки недостроенного моста через Волхов и улица Орловская в областном центре, проложенная на том месте, где должна была проходить железная дорога. Сохранился небольшой, почти заброшенный участок этой дороги — от Валдая до Крестец. По нему раньше регулярно ходили пассажирские поезда. Сейчас, по словам железнодорожников, там ходят только товарные поезда, да и то изредка.