Среда, 17 июля 2024

Редакция

Возьми коня под уздцы

{thumbimage 150px 1}Передвижение велосипедистов по улицам Великого Новгорода весьма проблематично
Ох и обрадовалось же городское велосообщество, проглядывающее страницы «Форума умных людей», сообщению о том, что на Большой Санкт-Петербургской улице наконец-таки появились самые что ни на есть настоящие велодорожки — заветная мечта не одной тысячи новгородцев. И муниципалитет, прислушавшийся к гласу народа, похвалили, и себя не забыли отметить, дескать, «вода-то камень точит!».
Впрочем, как оказалось, радость была преждевременной. Во всяком случае на данный момент. Понятно это станет каждому горожанину после прогулки по тому самому участку Санкт-Петербургской улицы: от универмага «Русь» до торгового центра «Волна».
К сожалению, чуда не случилось: асфальт не расширили, газон не сузили. Поступили проще — существующий тротуар чья-то неуверенная, судя по кривизне линии, кисть разделила в соотношении примерно три к одному. На меньшем участке нарисовали вполне узнаваемый велосипед. Вот и получилась велодорожка — ни убавить ни прибавить.
Другое дело, что толку с такой дорожки, мягко говоря, немного: большинство пешеходов всё так же уверенно следуют по всей заасфальтированной площади, лишь недоумевая по поводу новшеств на полотне.
Кстати, даже если пешеходы каким-то чудом вдруг возьмут да и покинут территорию, предназначенную велосипедистам, то те на ней всё рав-
но не разместятся. Ширина велодорожки не превышает 70 сантиметров, так что как должны повести себя два велосипедиста, двигающиеся навстречу друг другу, остается только догадываться.
— Ещё в 2008 году со стартом проекта «ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород», объединившего велосипедистов, инициативной группой велосообщества было направлено открытое письмо к власти о необходимости и возможностях обустройства велодорожками нашего города, — комментирует ситуацию Александра ХМЕЛЁВА, координатор велопроекта по развитию велоинфраструктуры города. — Вместе с текстом письма прилагалась специально разработанная карта веломаршрутов, в которой акцент был сделан и на укрепление туристического имиджа Великого Новгорода, и на поддержание статуса «университетского города».
По словам координатора проекта, среди предложенных велосипедистами вариантов дорожек были разработаны велопути и дешевые, на которых уже сразу можно создать велодорожки, и дорогостоящий вариант, требующий серьезных финансовых вливаний. Причем объединяет эти велопути наличие единой инфраструктуры, не разорванной на отдельные участки, чтобы горожанин-велосипедист смог выехать из спального района, безопасно прокатиться в черте города и вернуться домой, не нарушив ПДД или покой пешехода и автомобилиста.
Однако действенных решений на открытое письмо не последовало. В то же время неофициальная статистика за два года до старта и последующие годы уверенно говорит о том, что количество продаж велосипедов в новгородских магазинах значительно увеличилось. Невооруженным глазом видно, как многие молодые родители стали чаще и с удовольствием оборудовать велосипеды детскими креслами. К тому же появились новые услуги: велотакси, прокат велосипедов, велостоянки.
Конечно, однозначного «нет» относительно появления в Великом Новгороде настоящих велодорожек никто не слышал. Напротив, мэр города Юрий Бобрышев обещал, что отдельная полоса для велосипедистов протяжённостью вплоть до Юрьева появится уже этой осенью, а по словам Сергея Лашина, начальника отдела ГИБДД УВД по Великому Новгороду, в рамках городской программы «Развитие туризма и туристической деятельности на территории Великого Новгорода на 2010–2012 годы» на строительство велосипедных дорожек по всему городу выделено 900 тыс. рублей, освоить которые предполагается уже в 2011 году.
Просто в нынешней ситуации велосипедистов и пешеходов, которые страдают из-за отсутствия велодорожек не меньше самих велосипедистов, нервирует и расстраивает как раз неопределённость.
К слову, для того чтобы несколько обезопасить гуляющих новгородцев от велонаездников, нередко мчащихся по тротуарам на всех скоростях, на пешеходном мосту не так давно был установлен знак, запрещающий велосипедистам движение по мосту «верхом».
— Раз мост пешеходный, то двигаться по нему должны пешеходы. Следовательно, и велосипедист должен спешиться, — логично объясняет Елена БОРОВИЦКАЯ, старший инспектор по пропаганде отдела ГИБДД УВД по Великому Новгороду. — Увидев нарушителя, инспектор, случайно оказавшийся рядом, на первый раз ограничится предупреждением, а вот затем может последовать и штраф в размере двухсот рублей. Однако больше надежд мы всё-таки возлагаем на общую культуру велосипедистов.
Пока же велосипедисту остаётся лишь взять своего коня под уздцы и пешком добраться до отличной, но единственной велодорожки, организованной на Колмовской набережной, навертеть там с десяток километров и успокоенным вернуться домой.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)