Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Превращение работы в праздник

{thumbimage 150px 1}Разницу между дипломом и умением правильно держать себя внутри большого трудового коллектива осознают все. Другое дело, что не все могут определиться, нужны ли эти эффективные и, разумеется, недешёвые инструменты налаживания взаимоотношений в коллективе или нет.
Если ещё пять-семь лет назад на предложение организовать корпоративный тренинг или провести мероприятие «на сплочение» руководители крупных мероприятий могли ответить что-то вроде: «У нас работают дипломированные специалисты, не нуждающиеся в дополнительном обучении», то сегодня понятиями «корпоративный тренинг», или «тимбилдинг», никого не удивишь.

Спиннинг вместо рыбы

— В ответе на вопрос: «Готовы ли новгородские компании заниматься корпоративным сплочением?», прежде всего нужно решить, что мы понимаем под готовностью, — объясняет Ольга ВЕРТКОВА, директор тренинговой компании IQ. — В финансовом плане всё зависит от того, как развиваются дела компании, насколько она пострадала в кризис. А вот моральную необходимость этого шага понимают лишь те организации, где работают настоящие профессионалы управления кадрами.
Разумеется, в некоторых видах бизнеса нет необходимости создавать сплоченную команду, и в этом случае заботиться об отношениях внутри коллектива, может быть, не так важно. Совсем другое дело, когда прибыль компании приносит не оборудование и технологии, а именно правильно обученный, квалифицированный персонал. В этом случае важнейшей мотивацией для работника наряду с размером заработной платы будут отношения с коллегами и желание руководителей вкладывать средства в сотрудников.
— Чем крупнее и состоятельнее организация, тем более систематически она подходит к обучению и развитию персонала, — продолжает Ольга Верткова. — Небольшие компании зачастую избирают стратегию решения проблем, связанных с персоналом, по мере их поступления, реагируя на уже имеющуюся ситуацию. В этом случае тренинги и корпоративные мероприятия не приносят стабильного долговременного эффекта. При таком подходе сотрудники просто не успевают приобретать и закреплять новые навыки, а вот денежные средства на обучение тратятся.
Кстати о последних. По мнению специалистов, если компания воспринимает тренинги как инструмент управления персоналом, она не шокирована ценами и понимает, что работает на будущее. Образно выражаясь, руководитель покупает не рыбу, которой быстро утолит голод, а удочку, которой можно наловить гораздо больше этой самой рыбы.
Однодневный тренинг на группу в 15 человек в Великом Новгороде обойдётся в 18–25 тыс. рублей. Но, как и любые другие знания, навыки, полученные на тренинге, нужно закреплять в идеале два-три раза в год. Так что одноразовым вложением финансов дело не ограничится.

Как научиться улыбаться

Чему же можно научиться на бизнес-тренингах? Опытный тренер на своих занятиях способен разобрать любую тему, а главное — подкрепить сказанное практическими навыками: тренинг по обслуживанию клиентов и консультативным продажам, рассказ о том, что делать, когда клиент возмущен, — всё это стандартные тренинги для рядовых сотрудников, есть программы и для руководителей.
Однако наиболее важным для обучения моментом является самостоятельное закрепление полученных знаний и дальнейший контроль за тем, используются ли навыки на практике или нет. К примеру, элементарная на первый взгляд привычка улыбаться окружающим людям нарабатывается в среднем в течение трёх недель.
Ещё один способ развить коллектив компании и выстроить систему конструктивного взаимодействия — это тимбилдинг, инструмент не только полезный, но и чрезвычайно приятный.
— Только представьте себе, что вы съели шоколадку и при этом похудели, приблизительно так же происходит на тимбилдинге, — уверена Ольга Верткова. — Участвовать в тренинге командообразования — огромное удовольствие, которое вместе с тем позволяет добиться решения серьёзных бизнес-задач. В совместной постройке плота или прохождении канатной дороги между людьми стираются мелкие коммуникативные конфликты, выстраиваются взаимоотношения между коллегами.
Кстати, по наблюдениям новгородских тренеров, тренинг командообразования сейчас очень популярен. К этому методу нередко прибегают коллективы, в которых отношения действительно накалены до предела: иногда нового начальника не принимают подчинённые, в других случаях — отрицательный лидер не даёт возможности молодым сотрудникам задержаться в команде.
В случаях если стандартные методы встряски сотрудников не помогают, в дело можно пустить «тяжёлую артиллерию», такую, как особый тренинг для топ-менеджеров, включающий в себя три дня с ночёвками в лесу и тяжёлые условия существования.

Экстремальный подход

— Взамен сложных психологических игрушек можно предложить людям активно отдохнуть рядом с теми, кто обычно сидит за соседним столом и не привлекает особого внимания. Часто на таких встречах происходят настоящие чудеса, — рассказывают Игорь СЕМЁНОВ и Валерий ШЕБОТИНОВ, руководители проекта Outdoor Team. — Только представьте себе верёвочную полосу препятствий, протянутую на деревьях на высоте 7–10 метров, когда вам нужно скоординировать свои действия с коллегой по работе, с которым вы вообще не общались. Как минимум ощущение адреналина и общности интересов вам обеспечено, а ведь именно это сплачивает коллективы и даёт силы для дальнейшей работы.
Впрочем, и здесь финансовый фактор играет далеко не последнюю роль и часто становится тормозом на пути к нестандартному «лечению» отношений в трудовом коллективе.
Правда, по словам Игоря Семёнова, соглашаясь поучаствовать в экстремальном отдыхе, люди часто спрашивают, почему же всё так дорого? Ответ простой: снаряжение изнашивается, его нужно периодически менять, ведь вся экипировка сертифицирована на определённое количество нагрузок. К примеру, та же динамическая верёвка стоит около 8 тыс. рублей и при этом рассчитана не более чем на 20 прыжков. Страховочная система — тоже удовольствие не дешёвое. Так что если кто-то надеется на единичный прыжок с дерева дешевле, чем за пятьсот рублей, то стоит серьёзно задуматься о собственной безопасности.
Такое важное понятие, как климат в рабочем коллективе, стоит внимательного осознанного подхода и определенных денежных вложений. Делать их или нет, каждый руководитель решает самостоятельно. Правда, участники рынка полезных развлечений отмечают, что сегодня подобные формы обучения и мотивации персонала пользуются всё большим спросом. И если до кризиса спрос на корпоративные мероприятия был велик и для признания собственного статуса, то сейчас компании пытаются решить таким образом накопившиеся во время кризиса проблемы.
 
Мария КЛАПАТНЮК
Фото из личного архива
Валерия Шеботинова