Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Ждём попутного ветра

{thumbimage 150px 1}Малое судостроение в Великом Новгороде сегодня развивается с небольшой скоростью. Тем не менее потенциал для дальнейшего роста есть.
Если в целом характеризовать рынок судостроения, то, по мнению специалиста из петербургской компании «Астрон-Марин», 2010 год стал намного сложнее, чем предыдущий. В этом году спрос упал примерно в три раза, соответственно сократилось и предложение. Если раньше компании всегда производили суда про запас, то сегодня склады пусты: все изготавливается только по заказу.

Можно больше

На данный момент в Новгородской области зарегистрированы две компании, работающие в сфере судостроения: ОАО «Новгородский порт» и ООО «Фибербот». И первая, и вторая на этом рынке — два года. Производители работают в разных ценовых диапазонах.
Как отмечает Сергей ТРЕМБИЦКИЙ, директор по продажам ОАО «Новгородский порт», новое направление появилось благодаря спросу на продукцию.
— Люди интересовались катерами определенного формата, чтобы они были вместительными, со всеми удобствами. Поэтому на рынок мы выпустили три модели катеров для разных категорий заказчиков. Стоимость маломерных судов колеблется от 40 до 900 тысяч рублей, — говорит он.
Новгородские предприниматели утверждают, что в нашем регионе спрос на катера небольшой. К примеру, за два года компания «Фибербот» реализовала «на родине» только три судна. Остальные 12 «уплыли» в Москву, Питер, Петрозаводск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск и Красноярск. Один катер заказало МЧС, остальные — частные лица. Сейчас компания ориентируется на российские регионы, но в перспективе есть планы выхода на зарубежный рынок. Для этого необходимо получить международный сертификат качества ISO-9001, а также строить производственные помещения качественно другого уровня.
По словам Руслана ГЛУШЕНКО, генерального директора ООО «Фибербот», норма производства катеров в компании сейчас — пять-восемь штук в месяц. Но спрос на продукцию больше, чем может произвести компания: предприятию не хватает места.
— Сейчас мы арендуем площади, но чтобы дальше развиваться, нам необходимы собственная земля и соответствующие помещения. На данный момент нет возможности взять крупный кредит. Да и земель подходящих в городе нет. Скорее всего, нужно рассматривать загородную территорию, а это вызывает сразу ряд новых проблем, например, дороги, доставка и прочее.

От имиджа к цели

Руслан Викторович отмечает тенденцию смещения требований клиентов к более дешевым катерам.
— Если раньше судостроители начинали с маленьких моделей и переходили на большие, то сейчас все наоборот. Мы начали с катера для среднего класса, а теперь вынуждены переходить к более бюджетному варианту — к зиме запустим в производство новую модель. Это связано с тем, что на большие катера спрос уменьшился, а затраты на производство меньше не стали. Для покупателя сегодня большие суда не выгодны в эксплуатации, так как на них стоят дорогие двигатели, и расход бензина у них довольно высокий. Кроме этого, сегодня покупатели стали тщательнее выбирать модель. Раньше могли купить катер для имиджа, теперь четко определяют, для каких целей нужно плавсредство: для работы, отдыха или передвижения. Соответственно этим критериям и выбирается судно, — комментирует Руслан Глушенко.
 
Елена УСКОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)