{thumbimage 150px 1}В Новгородской области появился первый частный аэродром. Бывший военный летчик, майор в отставке Иван ЛЮСОВ обещает, что заставит служить небо не только новгородцам, но и гостям-туристам.
…Ветер бьет в лицо, защищенное большими очками, а ты не обращаешь внимания, смотришь вперед и вниз, где растекается синева. Она переходит в волнистое зеленое покрывало, сквозь которое, словно драгоценные кристаллы, отражают солнечный свет купола церквей…
В ушах приятный голос произносит: «В эмиграции Рахманинов писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням».
Под монотонный гул редакционной машины, идущей в Старорусский район, мечтается хорошо. Однако Иван Иванович ЛЮСОВ утверждает, что это вовсе не фантазии, а наша с вами ближайшая что ни на есть реальность.
В ушах приятный голос произносит: «В эмиграции Рахманинов писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням».
Под монотонный гул редакционной машины, идущей в Старорусский район, мечтается хорошо. Однако Иван Иванович ЛЮСОВ утверждает, что это вовсе не фантазии, а наша с вами ближайшая что ни на есть реальность.
Потому что две недели назад Иван Иванович принял первый самолет на собственном аэродроме под названием «Славный», что в трех километрах от деревни Борисово Старорусского района. Ну а парапланеристы-любители в центре «Благодатное небо» уже давно прописаны. Это означает, что на Новгородчине все же будет запущена малая авиация, а вместе с этим и необычный проект — воздушные туристические маршруты по памятным местам области с аудиосопровождением.
— К нам приходят много людей со своими идеями, но лишь восемь процентов из них реализуются, — рассказывает Оксана ЧЕРНЕГА, директор турофиса «Красная изба». — Мы с энтузиазмом поддерживаем начинание Ивана Ивановича Люсова, ведь ему менее чем за год удалось создать готовый туристический продукт.
Главные «туристические боссы» Великого Новгорода настолько уверены в силах бывшего летчика, что включили его предложения в новый грандиозный проект «Великий Новгород — колыбель русских гениев», который нынешним летом будут представлять в Париже на Российской национальной выставке (она является ключевым мероприятием программы Года Российской Федерации во Франции и Года Франции в РФ). Как профессионалы в «Красной избе», конечно, понимают, что авиалюбителям будет необходима помощь.
— Мы сейчас думаем над тем, кто составит и наговорит аудиоэкскурсии для маршрутов, разработанных в центре «Благодатное небо», — продолжает Оксана Чернега. — Это самая лучшая подача материала о новгородской земле, к тому же, если речь идет об осмотре усадеб композиторов, в ушах туриста должна звучать и соответствующая музыка.
План свой он вынашивал давно, время от времени внося коррективы. Поддержкой ему служат «западные» расчеты, где маленьких частных аэродромов полным-полно и они существуют на собственные доходы. Только там, на заморских континентах, по его мнению, смотреть нечего, а у нас «пространство наполнено смыслом». И малая авиация выгодна — она не столь затратна, как большая. Даже эти 400 метров открывают путь во все стороны света.
— Я знал примерно про 40 подходящих площадок, однако знакомый старорусский летчик сказал, что лучшего, чем в Борисове, поля для взлета нет, — объясняет свой выбор Иван Люсов. — Возможно, что это бывший военный аэродром, его полоса, покрытая довольно старым асфальтом, не покороблена, несмотря на то, что уходит едва ли не в Ильмень…
До прошлого года взлетка была покрыта лесом — его выкорчевал Люсов со товарищи на свою военную пенсию. Пока на арендованном поле в 5 га, кроме взлетки 400 на 20 метров с самодельными «зебрами» ограничителей, есть палатки рыбаков, их машины да бетонные ребра какой-то постройки. По замыслу Ивана Люсова им предстоит стать основой технического здания авиацентра. Небольшой ильменский залив, почти вплотную подходящий к взлетно-посадочной полосе, своего хозяина радует:
— Фактически наш будущий центр обладает двумя аэродромами, один из них — для самолетов-амфибий Бе-103, которые выпускают в Таганроге, — говорит он. — А туристам-то как будет здорово! И полетать, и порыбачить, и искупаться…
Полосе еще предстоит пройти сертификацию, аэродрому войти в реестр, да и инфраструктурой, понятно, здесь пока не пахнет. Вдохновленный местной красотой, Иван Иванович убежден, что сюда придут, приедут, прилетят его единомышленники, чтобы обжить этот кусок земли. А поскольку владельцы воздушной техники люди не бедные, то и деньги появятся.
Справа через озеро слепит отраженным солнцем церковь Всех святых. А налево из Борисова откликается храм Покрова Богородицы.
— Думаю, сценарий нашего дела написан там, на небесах, — верит бывший летчик. — Как-то все складывается само собой. Если все впишется в замысел, мой и Его (он указывает вверх), то и хорошо все будет. Я когда первый раз взлетел с этого места, увидел, вдохнул: невозможно не перекреститься и не сказать с восхищением: ну кто же это создал!
В чистом поле пока Иван Иванович раскладывает карты и схемы. На них — хозпостройки, водный аэродром, гостиничные и учебные корпуса. Предположительно, существовать центр будет на доходы от аренды жилых домиков, использования взлетно-посадочной полосы, туристов, ремонтных мастерских.
— Воздух сам по себе очень окупаемый, — рассуждает Иван Иванович.
Есть у него карта, где прочерчены маршруты в сторону Ганзейских городов. Там живет много владельцев частных самолетов, которые обязательно захотят прилететь на новгородский аэродром «Славный», — из немецкого Любека, финского Турку, бельгийского Брюгге. В дни большого прошлогоднего праздника летчик Люсов успел перекинуться с зарубежными гостями парой слов о «воздушной Ганзе», дескать, пусть Новгород будет первой опорной точкой на маршруте в России. Говорит, представитель «был ошарашен моим предложением. Пусть думает»…
А ведь еще два десятилетия назад Великий Новгород мог стать полноправным авиационным городом. Демобилизовавшись из армии, отлетав десятки тысяч километров на Миг-25, Иван Люсов вместе с семьей решил перебраться из родного Омска в Великий Новгород: «Просто ткнул пальцем в карту России». Воодушевления добавило то, что в Новгородском военкомате, куда бывший летчик встал на учет, его спросили, не сын ли он известного здешнего летчика-ветерана Ивана Александровича Люсова? Чудное совпадение состояло в том, что у того действительно есть сын Иван. Любопытство взяло верх, и два Ивана Ивановича Люсова встретились, а потом наш герой посетил родовое кладбище коренных новгородцев Люсовых в Сергове.
— Я воспринял это как провидение и понял, что хочу остаться в этом городе, изучать его историю и понять истоки русского духа, — говорит Иван Люсов.
В бурные 90-е годы в Великом Новгороде у майора ВВС в отставке даже действовала небольшая компания «Авиа Святая Русь», которая занималась всем, что связано с малой авиацией общего назначения, от консультаций до продаж. Дело дошло даже до сотрудничества с Ракетно-космической корпорацией «Энергия», выпускавшей орбитальный корабль «Буран» (тем, кто следил за этой историей, известен ее печальный финал — программу закрыли из-за дороговизны и несовершенства некоторых технических решений). Когда началась конверсия, «Энергии» дали задание создать небольшой самолет, и они его сделали. Так вот, если верить Люсову, в 1993 году у него в Новгороде было около 150 заказов на покупку этих самолетов! Именно здесь должен был появиться центр по их обслуживанию, но… Американцы разрушили контракт, не поставив двигатели. Часть уже изготовленных самолетов порезали на металлолом.
Впрочем, по мнению Ивана Ивановича, хоронить малую частную авиацию рано.
— Она возрождается совершенно фантастическим образом — людьми, которые не имеют специального образования, но всегда тянулись ввысь, — продолжает Иван Люсов. — Вот мой заместитель по центру «Благодатное небо» Сергей Корсунцев. Ну не довелось ему стать летчиком, как мечтал в детстве. Зато он, повзрослев, так сумел научиться управлять парапланом, что любой позавидует. Он под мостом в Холме пролетел, как Чкалов в Ленинграде когда-то. У нас, летчиков, это называется «гробовой опыт». Как хотите, так и понимайте, но меня это восхищает.
Под сильным ветром с Ильменя он разворачивает очередную карту Новгородской области, где синим фломастером вычерчены будущие летные маршруты для туристов. Их уже намечено больше полутора десятков. Например, исторический, связанный с разными событиями на новгородской земле, для археологов — сопки, жальники, курганы: их же сверху видно так, как ни один копающийся внизу ученый не увидит. А вид сверху монастырей, церквей, усадеб и родовых гнезд великих людей? Прямо на карте размещены портреты — Рахманинов, Некрасов, Лядов, Державин…
По расчетам бывшего летчика, на самолете Новгородскую область можно пересечь минут за 40. Конечно, другие ощущения, но энергетика-то идет новгородская! А вот чтобы пролететь на параплане, может понадобиться два-три часа, если по самому длинному маршруту. Стартовав с аэродрома на юг, до Пинаевых Горок, затем развернуться и полететь в противоположную сторону, по берегу Ильменя да через Новгород на Чудово. Впрочем, такой маршрут может выдержать только большой энтузиаст.
Потому в пути предусмотрены остановки по выбору туриста — погулять, оглядеть окрестности, перекусить и прочее. Можно и покороче, поднявшись в небо минут на 5—10, к деревне Коростынь, где увидеть девонский пласт, пролететь вдоль этой отвесной стены и переживать по поводу грандиозности увиденного еще целый год.
— Полет на параплане дает полноту восприятия того, что из себя представляли земли Господина Великого Новгорода, — говорит Иван Иванович. — Скорость маленькая, летишь, о жизни думаешь, философствуешь…
Теоретическая основа для прививания любви к полетам у Ивана Ивановича имеется. По его словам, даже батюшка Николай из Коростынской церкви подтверждает: не забывайте, что в человеке, кроме тела и души, есть такая составляющая, как дух. И ему только в небе просторно и комфортно. Так что наше естественное состояние — это полет.
Ну какой же турпродукт без легенды! Иван Иванович на глазах ее и творит: вот если привезти музыкантов на место, где родился Рахманинов, то и зарядятся они гениальной русской, новгородской природой, что вскормила гения. Ведь трем же мы бронзовые части разных памятников, вкладываем руку в пасть львам, суем записочки в стену, кидаем монетки в крохотного чижика-пыжика. А все затем, чтобы получить хоть малюсенькую уверенность в том, что счастье-удача-муза нас посетят.
Первые посетители аэродрома, питерские, за 40 минут долетели из Киришей на своем самолете. Получив координаты аэродрома «Славный», точно в 23.10, ориентируясь на огни автомобиля в конце полосы, американский «Пайпер» благополучно приземлился. Владеют первопроходцы еще парой самолетов «Цессна» вместимостью от 4 до 8 человек и готовы виртуально присоединиться к парку «Благодатного неба».
— Здесь мы планируем создать прокат летательных аппаратов, с пилотами и без, если есть летные документы, — поясняет принцип работы центра Иван Иванович. — У кого найдется 30 тысяч евро, чтобы купить параплан? Не у всех, точно. А полетать многим хочется…
«Под ружье» Иван Люсов может прямо сейчас поставить 65 разнокалиберных авиаобъектов, каждый из которых хоть завтра прилетит по заявке туриста. Теперь о материальном. Летный час (самолет) стоит 200 долларов, причем эту цену стоит разделить на троих, по числу пассажиров. Но Иван Люсов рассчитывает на здоровую конкуренцию. Как правило, пара- и дельтапланеристы ничего на своем хобби не зарабатывают. Вероятно, они будут рады получить кое-что на горючку. А поскольку летчик Люсов верит в бескорыстие, то рассчитывает и на бесплатные прокаты со стороны своих единомышленников.
Боится ли он, что проект «не выгорит»?
— Русского не запугаешь, устали бояться. Если ничего с проектом не получится, значит, это был неверный путь. Никому убыток не приношу, наоборот, деньги вкладываю из своей пенсии, пусть и маленькие. Если придут большие, ну и хорошо, значит, так и надо, — в голосе его по-прежнему звучит энтузиазм. — Вот я в свое время отошел от авиации, хозяйством стал заниматься, к Богу пришел. Да вдруг услышал, что на соседском дачном участке в Плетнихе затарахтел двигатель. Так я открыл для себя и своего друга Сергея, и параплан. Теперь я снова летаю.
Кстати, ежегодные перелеты к Рдейскому монастырю, где «Благодатное небо» Ивана Люсова выступает одним из организаторов, уже известны на всю Россию. Нынешней весной в крылатом строю на двухместном параплане туда летал (экспромтом) сам губернатор Сергей Митин.
…В этот день Иван Иванович нес подтверждение «жизнедеятельности» своего аэродрома в администрацию Старорусского района. И хотя твердой договоренности о приеме у главы Андрея БЫКОВА не было, и на этот раз фортуна Люсова не подвела.
— Это фотографии приземления первого самолета на нашем аэродроме, ребятам очень понравилось, — Люсов раскладывает на столе изображения. — Следующий прилет ожидаем самолета-амфибии. Работаем с Водным регистром, они пообещали дать разрешение на использование акватории для яхт и катамаранов.
Андрея Быкова прежде всего интересует законность — территории, прилегающие к участку Люсова, это земельные паи. С их владельцами еще необходимо переговорить. Есть и еще добрые вести: администрация района готовит письмо о необходимости газификации этой территории, что, несомненно, придаст будущему центру еще большую притягательность.
В последнее время в Новгородской области заговорили о том, что Русса должна стать туристическим центром. Даже по сравнению с Новгородом здесь более выгодные климатические условия, температура всегда градуса на 3–4 теплее, плюс красивейший берег озера, три замечательных реки, курорт и огромное культурно-историческое наследие. Все это — обозримые перспективы.
— У Старорусского района большой туристический потенциал, но используется он процентов на 20 максимум, — рассказывает Андрей Быков. — Мы недавно учредили совместную с частным бизнесом компанию, которая будет развивать туристические проекты, нечто по типу турофиса. В этом году сумели запустить первую современного уровня охотничью базу на берегу Ильменя. Пойма Ловати — вообще уникальное место, это отмечают все инвесторы, которых мы приглашаем. Есть много идей: и пасеки для туристов, и использование соляного источника. И своей задачей мы видим всестороннюю помощь тем, кто захочет таким образом осваивать старорусскую землю.
Ждет своей очереди и «лицо» Старой Руссы — водонапорная башня, чей проект реставрации и дальнейшего использования в виде смотровой площадки, художественной галереи, сувенирных лавочек уже готов. Возможно, уже в следующем году и главная площадь Руссы преобразится коренным образом. Комплекс «Русса-центр» скоро будет вынесен на общественное обсуждение, а пока спонсоры изготавливают макет для большей наглядности.
Так что «Благодатное небо» Ивана Люсова вполне вписывается в планы местных властей, отсюда и внимание, и даже «сверхъестественное» везение.
— В Старорусской администрации даже не обращали внимания на то, что у них есть такой участок с аэродромом. Когда я пришел к ним с просьбой отдать мне его в аренду, они даже удивились — участок-то свободен, — улыбается Иван Иванович. — Чудесные совпадения, которые встречаются на моем пути, и главное — идут на пользу делу.
— К нам приходят много людей со своими идеями, но лишь восемь процентов из них реализуются, — рассказывает Оксана ЧЕРНЕГА, директор турофиса «Красная изба». — Мы с энтузиазмом поддерживаем начинание Ивана Ивановича Люсова, ведь ему менее чем за год удалось создать готовый туристический продукт.
Главные «туристические боссы» Великого Новгорода настолько уверены в силах бывшего летчика, что включили его предложения в новый грандиозный проект «Великий Новгород — колыбель русских гениев», который нынешним летом будут представлять в Париже на Российской национальной выставке (она является ключевым мероприятием программы Года Российской Федерации во Франции и Года Франции в РФ). Как профессионалы в «Красной избе», конечно, понимают, что авиалюбителям будет необходима помощь.
— Мы сейчас думаем над тем, кто составит и наговорит аудиоэкскурсии для маршрутов, разработанных в центре «Благодатное небо», — продолжает Оксана Чернега. — Это самая лучшая подача материала о новгородской земле, к тому же, если речь идет об осмотре усадеб композиторов, в ушах туриста должна звучать и соответствующая музыка.
План свой он вынашивал давно, время от времени внося коррективы. Поддержкой ему служат «западные» расчеты, где маленьких частных аэродромов полным-полно и они существуют на собственные доходы. Только там, на заморских континентах, по его мнению, смотреть нечего, а у нас «пространство наполнено смыслом». И малая авиация выгодна — она не столь затратна, как большая. Даже эти 400 метров открывают путь во все стороны света.
— Я знал примерно про 40 подходящих площадок, однако знакомый старорусский летчик сказал, что лучшего, чем в Борисове, поля для взлета нет, — объясняет свой выбор Иван Люсов. — Возможно, что это бывший военный аэродром, его полоса, покрытая довольно старым асфальтом, не покороблена, несмотря на то, что уходит едва ли не в Ильмень…
До прошлого года взлетка была покрыта лесом — его выкорчевал Люсов со товарищи на свою военную пенсию. Пока на арендованном поле в 5 га, кроме взлетки 400 на 20 метров с самодельными «зебрами» ограничителей, есть палатки рыбаков, их машины да бетонные ребра какой-то постройки. По замыслу Ивана Люсова им предстоит стать основой технического здания авиацентра. Небольшой ильменский залив, почти вплотную подходящий к взлетно-посадочной полосе, своего хозяина радует:
— Фактически наш будущий центр обладает двумя аэродромами, один из них — для самолетов-амфибий Бе-103, которые выпускают в Таганроге, — говорит он. — А туристам-то как будет здорово! И полетать, и порыбачить, и искупаться…
Полосе еще предстоит пройти сертификацию, аэродрому войти в реестр, да и инфраструктурой, понятно, здесь пока не пахнет. Вдохновленный местной красотой, Иван Иванович убежден, что сюда придут, приедут, прилетят его единомышленники, чтобы обжить этот кусок земли. А поскольку владельцы воздушной техники люди не бедные, то и деньги появятся.
Справа через озеро слепит отраженным солнцем церковь Всех святых. А налево из Борисова откликается храм Покрова Богородицы.
— Думаю, сценарий нашего дела написан там, на небесах, — верит бывший летчик. — Как-то все складывается само собой. Если все впишется в замысел, мой и Его (он указывает вверх), то и хорошо все будет. Я когда первый раз взлетел с этого места, увидел, вдохнул: невозможно не перекреститься и не сказать с восхищением: ну кто же это создал!
В чистом поле пока Иван Иванович раскладывает карты и схемы. На них — хозпостройки, водный аэродром, гостиничные и учебные корпуса. Предположительно, существовать центр будет на доходы от аренды жилых домиков, использования взлетно-посадочной полосы, туристов, ремонтных мастерских.
— Воздух сам по себе очень окупаемый, — рассуждает Иван Иванович.
Есть у него карта, где прочерчены маршруты в сторону Ганзейских городов. Там живет много владельцев частных самолетов, которые обязательно захотят прилететь на новгородский аэродром «Славный», — из немецкого Любека, финского Турку, бельгийского Брюгге. В дни большого прошлогоднего праздника летчик Люсов успел перекинуться с зарубежными гостями парой слов о «воздушной Ганзе», дескать, пусть Новгород будет первой опорной точкой на маршруте в России. Говорит, представитель «был ошарашен моим предложением. Пусть думает»…
А ведь еще два десятилетия назад Великий Новгород мог стать полноправным авиационным городом. Демобилизовавшись из армии, отлетав десятки тысяч километров на Миг-25, Иван Люсов вместе с семьей решил перебраться из родного Омска в Великий Новгород: «Просто ткнул пальцем в карту России». Воодушевления добавило то, что в Новгородском военкомате, куда бывший летчик встал на учет, его спросили, не сын ли он известного здешнего летчика-ветерана Ивана Александровича Люсова? Чудное совпадение состояло в том, что у того действительно есть сын Иван. Любопытство взяло верх, и два Ивана Ивановича Люсова встретились, а потом наш герой посетил родовое кладбище коренных новгородцев Люсовых в Сергове.
— Я воспринял это как провидение и понял, что хочу остаться в этом городе, изучать его историю и понять истоки русского духа, — говорит Иван Люсов.
В бурные 90-е годы в Великом Новгороде у майора ВВС в отставке даже действовала небольшая компания «Авиа Святая Русь», которая занималась всем, что связано с малой авиацией общего назначения, от консультаций до продаж. Дело дошло даже до сотрудничества с Ракетно-космической корпорацией «Энергия», выпускавшей орбитальный корабль «Буран» (тем, кто следил за этой историей, известен ее печальный финал — программу закрыли из-за дороговизны и несовершенства некоторых технических решений). Когда началась конверсия, «Энергии» дали задание создать небольшой самолет, и они его сделали. Так вот, если верить Люсову, в 1993 году у него в Новгороде было около 150 заказов на покупку этих самолетов! Именно здесь должен был появиться центр по их обслуживанию, но… Американцы разрушили контракт, не поставив двигатели. Часть уже изготовленных самолетов порезали на металлолом.
Впрочем, по мнению Ивана Ивановича, хоронить малую частную авиацию рано.
— Она возрождается совершенно фантастическим образом — людьми, которые не имеют специального образования, но всегда тянулись ввысь, — продолжает Иван Люсов. — Вот мой заместитель по центру «Благодатное небо» Сергей Корсунцев. Ну не довелось ему стать летчиком, как мечтал в детстве. Зато он, повзрослев, так сумел научиться управлять парапланом, что любой позавидует. Он под мостом в Холме пролетел, как Чкалов в Ленинграде когда-то. У нас, летчиков, это называется «гробовой опыт». Как хотите, так и понимайте, но меня это восхищает.
Под сильным ветром с Ильменя он разворачивает очередную карту Новгородской области, где синим фломастером вычерчены будущие летные маршруты для туристов. Их уже намечено больше полутора десятков. Например, исторический, связанный с разными событиями на новгородской земле, для археологов — сопки, жальники, курганы: их же сверху видно так, как ни один копающийся внизу ученый не увидит. А вид сверху монастырей, церквей, усадеб и родовых гнезд великих людей? Прямо на карте размещены портреты — Рахманинов, Некрасов, Лядов, Державин…
По расчетам бывшего летчика, на самолете Новгородскую область можно пересечь минут за 40. Конечно, другие ощущения, но энергетика-то идет новгородская! А вот чтобы пролететь на параплане, может понадобиться два-три часа, если по самому длинному маршруту. Стартовав с аэродрома на юг, до Пинаевых Горок, затем развернуться и полететь в противоположную сторону, по берегу Ильменя да через Новгород на Чудово. Впрочем, такой маршрут может выдержать только большой энтузиаст.
Потому в пути предусмотрены остановки по выбору туриста — погулять, оглядеть окрестности, перекусить и прочее. Можно и покороче, поднявшись в небо минут на 5—10, к деревне Коростынь, где увидеть девонский пласт, пролететь вдоль этой отвесной стены и переживать по поводу грандиозности увиденного еще целый год.
— Полет на параплане дает полноту восприятия того, что из себя представляли земли Господина Великого Новгорода, — говорит Иван Иванович. — Скорость маленькая, летишь, о жизни думаешь, философствуешь…
Теоретическая основа для прививания любви к полетам у Ивана Ивановича имеется. По его словам, даже батюшка Николай из Коростынской церкви подтверждает: не забывайте, что в человеке, кроме тела и души, есть такая составляющая, как дух. И ему только в небе просторно и комфортно. Так что наше естественное состояние — это полет.
Ну какой же турпродукт без легенды! Иван Иванович на глазах ее и творит: вот если привезти музыкантов на место, где родился Рахманинов, то и зарядятся они гениальной русской, новгородской природой, что вскормила гения. Ведь трем же мы бронзовые части разных памятников, вкладываем руку в пасть львам, суем записочки в стену, кидаем монетки в крохотного чижика-пыжика. А все затем, чтобы получить хоть малюсенькую уверенность в том, что счастье-удача-муза нас посетят.
Первые посетители аэродрома, питерские, за 40 минут долетели из Киришей на своем самолете. Получив координаты аэродрома «Славный», точно в 23.10, ориентируясь на огни автомобиля в конце полосы, американский «Пайпер» благополучно приземлился. Владеют первопроходцы еще парой самолетов «Цессна» вместимостью от 4 до 8 человек и готовы виртуально присоединиться к парку «Благодатного неба».
— Здесь мы планируем создать прокат летательных аппаратов, с пилотами и без, если есть летные документы, — поясняет принцип работы центра Иван Иванович. — У кого найдется 30 тысяч евро, чтобы купить параплан? Не у всех, точно. А полетать многим хочется…
«Под ружье» Иван Люсов может прямо сейчас поставить 65 разнокалиберных авиаобъектов, каждый из которых хоть завтра прилетит по заявке туриста. Теперь о материальном. Летный час (самолет) стоит 200 долларов, причем эту цену стоит разделить на троих, по числу пассажиров. Но Иван Люсов рассчитывает на здоровую конкуренцию. Как правило, пара- и дельтапланеристы ничего на своем хобби не зарабатывают. Вероятно, они будут рады получить кое-что на горючку. А поскольку летчик Люсов верит в бескорыстие, то рассчитывает и на бесплатные прокаты со стороны своих единомышленников.
Боится ли он, что проект «не выгорит»?
— Русского не запугаешь, устали бояться. Если ничего с проектом не получится, значит, это был неверный путь. Никому убыток не приношу, наоборот, деньги вкладываю из своей пенсии, пусть и маленькие. Если придут большие, ну и хорошо, значит, так и надо, — в голосе его по-прежнему звучит энтузиазм. — Вот я в свое время отошел от авиации, хозяйством стал заниматься, к Богу пришел. Да вдруг услышал, что на соседском дачном участке в Плетнихе затарахтел двигатель. Так я открыл для себя и своего друга Сергея, и параплан. Теперь я снова летаю.
Кстати, ежегодные перелеты к Рдейскому монастырю, где «Благодатное небо» Ивана Люсова выступает одним из организаторов, уже известны на всю Россию. Нынешней весной в крылатом строю на двухместном параплане туда летал (экспромтом) сам губернатор Сергей Митин.
…В этот день Иван Иванович нес подтверждение «жизнедеятельности» своего аэродрома в администрацию Старорусского района. И хотя твердой договоренности о приеме у главы Андрея БЫКОВА не было, и на этот раз фортуна Люсова не подвела.
— Это фотографии приземления первого самолета на нашем аэродроме, ребятам очень понравилось, — Люсов раскладывает на столе изображения. — Следующий прилет ожидаем самолета-амфибии. Работаем с Водным регистром, они пообещали дать разрешение на использование акватории для яхт и катамаранов.
Андрея Быкова прежде всего интересует законность — территории, прилегающие к участку Люсова, это земельные паи. С их владельцами еще необходимо переговорить. Есть и еще добрые вести: администрация района готовит письмо о необходимости газификации этой территории, что, несомненно, придаст будущему центру еще большую притягательность.
В последнее время в Новгородской области заговорили о том, что Русса должна стать туристическим центром. Даже по сравнению с Новгородом здесь более выгодные климатические условия, температура всегда градуса на 3–4 теплее, плюс красивейший берег озера, три замечательных реки, курорт и огромное культурно-историческое наследие. Все это — обозримые перспективы.
— У Старорусского района большой туристический потенциал, но используется он процентов на 20 максимум, — рассказывает Андрей Быков. — Мы недавно учредили совместную с частным бизнесом компанию, которая будет развивать туристические проекты, нечто по типу турофиса. В этом году сумели запустить первую современного уровня охотничью базу на берегу Ильменя. Пойма Ловати — вообще уникальное место, это отмечают все инвесторы, которых мы приглашаем. Есть много идей: и пасеки для туристов, и использование соляного источника. И своей задачей мы видим всестороннюю помощь тем, кто захочет таким образом осваивать старорусскую землю.
Ждет своей очереди и «лицо» Старой Руссы — водонапорная башня, чей проект реставрации и дальнейшего использования в виде смотровой площадки, художественной галереи, сувенирных лавочек уже готов. Возможно, уже в следующем году и главная площадь Руссы преобразится коренным образом. Комплекс «Русса-центр» скоро будет вынесен на общественное обсуждение, а пока спонсоры изготавливают макет для большей наглядности.
Так что «Благодатное небо» Ивана Люсова вполне вписывается в планы местных властей, отсюда и внимание, и даже «сверхъестественное» везение.
— В Старорусской администрации даже не обращали внимания на то, что у них есть такой участок с аэродромом. Когда я пришел к ним с просьбой отдать мне его в аренду, они даже удивились — участок-то свободен, — улыбается Иван Иванович. — Чудесные совпадения, которые встречаются на моем пути, и главное — идут на пользу делу.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)
Владимир МАЛЫГИН (фото)