{thumbimage 150px 1}В прошлом году в личных подсобных хозяйствах области было поставлено на откорм более 2200 голов скота. Благодаря этому многие безработные были работой обеспечены. И отнюдь не номинально! С начала реализации программы новгородцы заработали свыше 2 000 000 рублей.
На этот год губернатором Сергеем МИТИНЫМ определена задача — поставить на откорм у населения области не менее 10 000 голов молодняка. На вчерашний день было поставлено почти 1400 голов, то есть на 1100 больше, чем имелось на это время в прошлом году.
Как районы ведут эту работу? Думается, читателям будет интересно, а руководителям на местах — полезно узнать и сравнить, сколько в каждый район по заявкам населения уже завезено голов скота.
Парфинский — 233,
Окуловский — 210,
Маревский — 203,
Холмский — 84,
Демянский — 78,
Хвойнинский — 74,
Батецкий — 70,
Валдайский — 65,
Маловишерский — 59,
Шимский — 56,
Пестовский — 55,
Новгородский — 50,
Чудовский — 42,
Солецкий — 39,
Боровичский — 35,
Поддорский — 35,
Волотовский — 30,
Старорусский — 20.
Как нам сообщили в Новоблпотребсоюзе, заявки населения Крестецкого района начнут выполняться сегодня, а Мошенского и Любытинского — в начале мая.
Парфинский вариант
Глава администрации Парфинского муниципального района Василий УБОГОВ на листе бумаги показывает начерченный график.
— Как видите, высшая точка на нем приходится на октябрь прошлого года, тогда уровень безработицы в районе достиг 10,4 процента, — говорит Василий Сергеевич. — На начало года он понизился до восьми, а на сегодняшний день сократился еще на два пункта.
И тут же добавил, что к середине лета ожидается, что уровень безработицы в районе не будет превышать 3%. Этот прогноз Василий Убогов обосновал цифрами и фактами. По его словам, новые рабочие места появятся благодаря дальнейшему развитию малого бизнеса и открытию новых производств, но особый упор делается на вовлечение безработных в занятия сельскохозяйственным трудом.
— В этих целях стараемся широко использовать программу Новоблпотребсоюза по откорму поросят и программу по самозанятости населения, — подчеркнул руководитель района. — Благодаря последней программе в прошлом году, например, 160 человек обзавелись коровами, молодняком крупного рогатого скота, пчелами; стали разводить овец, кроликов, кур. В общей сложности в район было завезено свыше 400 голов скота. На этот год мы поставили перед собой задачу этот результат существенно превзойти.
Убогов не скрывает, что добиться этого будет непросто, посему служба занятости, райсельхозуправление, райпо, районная и сельские администрации работают в тесном контакте. До каждого из подразделений доведены задания, и они еженедельно отчитываются о проделанной работе, о том, как выполняется установленный график по снижению численности безработных. Руководители и специалисты этих подразделений регулярно выезжают в деревни и села, рассказывая безработным о той помощи, которая им будет оказана, если решат завести свое дело, приводят примеры успешно работающих подсобных хозяйств. Рассказывать-то есть о чем!
С начала года 53 безработных получили в администрациях сельских поселений положительные рекомендации для получения субсидий на покупку скота по программе самозанятости. 44 из них уже взяли причитающиеся средства и купили живность. А райпо по заключенным договорам поставило населению на откорм 153 поросенка. По словам его руководителя Людмилы РЕДИНСКОЙ, число желающих заняться откормом скота становится все больше и больше. Людмила Владимировна показывая пачку заявлений, которые недавно поступили, сказала, что всех в ближайшее время обеспечат поросятами.
Глубинная разведка
Что думают об этом проекте жители района? За ответом мы отправились к тем парфинцам, которые купили райповских хрюшек еще в прошлом году. Первым подворьем на нашем пути оказалось молодежное хозяйство Натальи и Александра ПЕТРОВЫХ из деревни Дубровы. Александр и Наталья, хоть и молоды, но крестьянский труд хорошо познали. В свое время он работал механизатором, она — дояркой в сельхозпредприятии.
— Когда сельхозпредприятие развалилось, нам поступали заманчивые предложения переехать в другое место, но мы остались в родной деревне, — говорит Наталья. — Жалко нам бросать эти места. Мы здесь свое хозяйство завели. Корову, телят, поросят, гусей, кур держим.
Из-за того, что Петровы любят трудиться и зарабатывать деньги, в доме — достаток. На фасаде — спутниковая «тарелка», телевизор 46 программ принимает. Современная мебель, бытовая техника — в комнатах, новейшая стиральная машина-автомат — на кухне. Имеется в хозяйстве трактор, другая техника. Наталья Алексеевна сейчас признается, что когда в мае прошлого года услышала о том, что райпо дает людям поросят на откорм, это ее не очень заинтересовало.
— Думаю, надо пока повременить и посмотреть, как это дело пойдет у тех, кто осмелился, — вспоминает Петрова. — Проходит месяц, второй, то в одной, то в другой деревне слышим: «Поросят райпо привозит смирных, хорошо едят и на глазах растут. Райпо слово держит, день в день, как заявлено, комбикорма привозит». Ну думаю, и нам надо за это браться. Зачем время терять? Благо двор отдельный для поросят имеется, хоть 40 голов разместить в нем можно. К тому же теплый, даже зимой там можно хрюшек держать.
Первых 15 поросят Петровы поставили на двор 1 октября, еще столько же — в конце ноября. Я спросил Наталью Алексеевну, не в тягость ли была работа по уходу за таким поголовьем? Она, немного помолчав, ответила, дескать, дело привычное и не тяжелое, до этого по пять-шесть поросят держали. А вообще, по ее словам, у нее утром, в обед и вечером уходит где-то по полтора часа на кормление поголовья и чистку стойл.
— Вы в марте, как и было определено в договоре, сдали на мясо первую партию поросят. Вас устраивают деньги, которые на этом заработали? — поинтересовался у Натальи Петровой.
— В виде оплаты за наш труд по уходу за 15 поросятами нам дали три поросенка. Вес каждого был порядка 120 килограммов. Райпо нам предложило сдать этих поросят им, но мы нашли покупателей, которые дали цену выше. Продав им мясо, заработали почти 50 тысяч. Эта сумма нас устраивает, если учесть, что времени на уход за живностью в день тратили не так и много, и работа эта не такая уж и тяжелая.
— Ваши планы, если не секрет?
— Планы? В мае-июне сдадим очередных 15 поросят. Разумеется, одни они до тех пор стоять во дворе не будут. На днях по нашей заявке нам райпо привезет такое же количество поросят, будем их выращивать, а в июне на место откормленных свиней поставим еще 15 голов молодняка.
— Судя по вашим разговорам, это дело прибыльное. Вы его поставили на поток. Соседи интересуются у вас результатами, следуют ли вашему примеру?
— Те, кто живет поближе, приходят; кто подальше, по сотовым телефонам звонят. Все до мелочей расспрашивают. Потом узнаем, что многие поросят ставят на свои подворья. В деревне Бабки, например, три человека уже взяли, многие подали в райпо заявки.
Новая жизнь
У жителя деревни Малые Бучки Александра ДОГАДОВА в эти дни нет ни минуты свободного времени. В прошлом году Александру Николаевичу срубили двор, подготовив под него фундамент, теперь приступает к его сборке.
— Надеюсь, что через две недели он будет готов, мох еще с осени запас, окна, двери, доски на полы, потолок есть, — сказал Александр Догадов. — Как только все закончу, тут же поросят поставлю. С райпо уже договорился на 15 голов. Но прежде чем за это браться, я в прошлом году на многих подворьях, которые откармливали поросят, побывал. Все у них выпытал, теперь за это браться не боюсь.
На первый взгляд, то, что взялся делать Александр Николаевич, — дело привычное для деревенского жителя. Но соль в том, что он-то таким жителем стал год назад. Оставив в Петербурге хорошо оплачиваемую работу, квартиру, Александр Николаевич с женой Любовью Николаевной приехал в Малые Бучки. Что их сюда позвало? Романтика? Нет, как они объяснили, усталость от городской жизни и желание в тихом месте на свежем воздухе укрепить свое здоровье.
Так в отдаленной деревне, в которой до этого не было ни одного постоянного жителя, появились хозяева. Александр Николаевич и Любовь Николаевна слывут не дачниками, которые любуются вечерними закатами, собирают грибы и ягоды, а потом на завалинке обсуждают мировую политику, а тружениками, которые вдохнули жизнь в умирающее село. В прошлом году отремонтировали двор и тут же корову купили, теперь уже и теленок от нее есть. Но этого Догадовым оказалось мало, они нынче еще и нетель приобрели. В их хозяйстве овцы, куры, пасека, посажен сад.
— Нам в деревне нравится. Когда приходится ехать в Петербург, мы с женой чуть ли не жребий бросаем, кому отправляться, — говорит Александр Николаевич. — Глядя на нас, наши дети, живущие в северной столице, бывая здесь, полюбили эти места. В соседней пустующей деревне мы землю купили, лес завезли. Будем там дом строить. Дети готовы переехать сюда и облагораживать землю в этом чудесном крае. Значит, деревня будет жить.
Парфинский — 233,
Окуловский — 210,
Маревский — 203,
Холмский — 84,
Демянский — 78,
Хвойнинский — 74,
Батецкий — 70,
Валдайский — 65,
Маловишерский — 59,
Шимский — 56,
Пестовский — 55,
Новгородский — 50,
Чудовский — 42,
Солецкий — 39,
Боровичский — 35,
Поддорский — 35,
Волотовский — 30,
Старорусский — 20.
Как нам сообщили в Новоблпотребсоюзе, заявки населения Крестецкого района начнут выполняться сегодня, а Мошенского и Любытинского — в начале мая.
Парфинский вариант
Глава администрации Парфинского муниципального района Василий УБОГОВ на листе бумаги показывает начерченный график.
— Как видите, высшая точка на нем приходится на октябрь прошлого года, тогда уровень безработицы в районе достиг 10,4 процента, — говорит Василий Сергеевич. — На начало года он понизился до восьми, а на сегодняшний день сократился еще на два пункта.
И тут же добавил, что к середине лета ожидается, что уровень безработицы в районе не будет превышать 3%. Этот прогноз Василий Убогов обосновал цифрами и фактами. По его словам, новые рабочие места появятся благодаря дальнейшему развитию малого бизнеса и открытию новых производств, но особый упор делается на вовлечение безработных в занятия сельскохозяйственным трудом.
— В этих целях стараемся широко использовать программу Новоблпотребсоюза по откорму поросят и программу по самозанятости населения, — подчеркнул руководитель района. — Благодаря последней программе в прошлом году, например, 160 человек обзавелись коровами, молодняком крупного рогатого скота, пчелами; стали разводить овец, кроликов, кур. В общей сложности в район было завезено свыше 400 голов скота. На этот год мы поставили перед собой задачу этот результат существенно превзойти.
Убогов не скрывает, что добиться этого будет непросто, посему служба занятости, райсельхозуправление, райпо, районная и сельские администрации работают в тесном контакте. До каждого из подразделений доведены задания, и они еженедельно отчитываются о проделанной работе, о том, как выполняется установленный график по снижению численности безработных. Руководители и специалисты этих подразделений регулярно выезжают в деревни и села, рассказывая безработным о той помощи, которая им будет оказана, если решат завести свое дело, приводят примеры успешно работающих подсобных хозяйств. Рассказывать-то есть о чем!
С начала года 53 безработных получили в администрациях сельских поселений положительные рекомендации для получения субсидий на покупку скота по программе самозанятости. 44 из них уже взяли причитающиеся средства и купили живность. А райпо по заключенным договорам поставило населению на откорм 153 поросенка. По словам его руководителя Людмилы РЕДИНСКОЙ, число желающих заняться откормом скота становится все больше и больше. Людмила Владимировна показывая пачку заявлений, которые недавно поступили, сказала, что всех в ближайшее время обеспечат поросятами.
Глубинная разведка
Что думают об этом проекте жители района? За ответом мы отправились к тем парфинцам, которые купили райповских хрюшек еще в прошлом году. Первым подворьем на нашем пути оказалось молодежное хозяйство Натальи и Александра ПЕТРОВЫХ из деревни Дубровы. Александр и Наталья, хоть и молоды, но крестьянский труд хорошо познали. В свое время он работал механизатором, она — дояркой в сельхозпредприятии.
— Когда сельхозпредприятие развалилось, нам поступали заманчивые предложения переехать в другое место, но мы остались в родной деревне, — говорит Наталья. — Жалко нам бросать эти места. Мы здесь свое хозяйство завели. Корову, телят, поросят, гусей, кур держим.
Из-за того, что Петровы любят трудиться и зарабатывать деньги, в доме — достаток. На фасаде — спутниковая «тарелка», телевизор 46 программ принимает. Современная мебель, бытовая техника — в комнатах, новейшая стиральная машина-автомат — на кухне. Имеется в хозяйстве трактор, другая техника. Наталья Алексеевна сейчас признается, что когда в мае прошлого года услышала о том, что райпо дает людям поросят на откорм, это ее не очень заинтересовало.
— Думаю, надо пока повременить и посмотреть, как это дело пойдет у тех, кто осмелился, — вспоминает Петрова. — Проходит месяц, второй, то в одной, то в другой деревне слышим: «Поросят райпо привозит смирных, хорошо едят и на глазах растут. Райпо слово держит, день в день, как заявлено, комбикорма привозит». Ну думаю, и нам надо за это браться. Зачем время терять? Благо двор отдельный для поросят имеется, хоть 40 голов разместить в нем можно. К тому же теплый, даже зимой там можно хрюшек держать.
Первых 15 поросят Петровы поставили на двор 1 октября, еще столько же — в конце ноября. Я спросил Наталью Алексеевну, не в тягость ли была работа по уходу за таким поголовьем? Она, немного помолчав, ответила, дескать, дело привычное и не тяжелое, до этого по пять-шесть поросят держали. А вообще, по ее словам, у нее утром, в обед и вечером уходит где-то по полтора часа на кормление поголовья и чистку стойл.
— Вы в марте, как и было определено в договоре, сдали на мясо первую партию поросят. Вас устраивают деньги, которые на этом заработали? — поинтересовался у Натальи Петровой.
— В виде оплаты за наш труд по уходу за 15 поросятами нам дали три поросенка. Вес каждого был порядка 120 килограммов. Райпо нам предложило сдать этих поросят им, но мы нашли покупателей, которые дали цену выше. Продав им мясо, заработали почти 50 тысяч. Эта сумма нас устраивает, если учесть, что времени на уход за живностью в день тратили не так и много, и работа эта не такая уж и тяжелая.
— Ваши планы, если не секрет?
— Планы? В мае-июне сдадим очередных 15 поросят. Разумеется, одни они до тех пор стоять во дворе не будут. На днях по нашей заявке нам райпо привезет такое же количество поросят, будем их выращивать, а в июне на место откормленных свиней поставим еще 15 голов молодняка.
— Судя по вашим разговорам, это дело прибыльное. Вы его поставили на поток. Соседи интересуются у вас результатами, следуют ли вашему примеру?
— Те, кто живет поближе, приходят; кто подальше, по сотовым телефонам звонят. Все до мелочей расспрашивают. Потом узнаем, что многие поросят ставят на свои подворья. В деревне Бабки, например, три человека уже взяли, многие подали в райпо заявки.
Новая жизнь
У жителя деревни Малые Бучки Александра ДОГАДОВА в эти дни нет ни минуты свободного времени. В прошлом году Александру Николаевичу срубили двор, подготовив под него фундамент, теперь приступает к его сборке.
— Надеюсь, что через две недели он будет готов, мох еще с осени запас, окна, двери, доски на полы, потолок есть, — сказал Александр Догадов. — Как только все закончу, тут же поросят поставлю. С райпо уже договорился на 15 голов. Но прежде чем за это браться, я в прошлом году на многих подворьях, которые откармливали поросят, побывал. Все у них выпытал, теперь за это браться не боюсь.
На первый взгляд, то, что взялся делать Александр Николаевич, — дело привычное для деревенского жителя. Но соль в том, что он-то таким жителем стал год назад. Оставив в Петербурге хорошо оплачиваемую работу, квартиру, Александр Николаевич с женой Любовью Николаевной приехал в Малые Бучки. Что их сюда позвало? Романтика? Нет, как они объяснили, усталость от городской жизни и желание в тихом месте на свежем воздухе укрепить свое здоровье.
Так в отдаленной деревне, в которой до этого не было ни одного постоянного жителя, появились хозяева. Александр Николаевич и Любовь Николаевна слывут не дачниками, которые любуются вечерними закатами, собирают грибы и ягоды, а потом на завалинке обсуждают мировую политику, а тружениками, которые вдохнули жизнь в умирающее село. В прошлом году отремонтировали двор и тут же корову купили, теперь уже и теленок от нее есть. Но этого Догадовым оказалось мало, они нынче еще и нетель приобрели. В их хозяйстве овцы, куры, пасека, посажен сад.
— Нам в деревне нравится. Когда приходится ехать в Петербург, мы с женой чуть ли не жребий бросаем, кому отправляться, — говорит Александр Николаевич. — Глядя на нас, наши дети, живущие в северной столице, бывая здесь, полюбили эти места. В соседней пустующей деревне мы землю купили, лес завезли. Будем там дом строить. Дети готовы переехать сюда и облагораживать землю в этом чудесном крае. Значит, деревня будет жить.
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора
Фото автора