Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Ноу-хау по-батецки

{thumbimage 150px 1}В Батецком районе нашли способ снизить неэффективные бюджетные расходы. Местная администрация собрала муниципальный транспорт в одно автономное предприятие. О процессе от идеи до воплощения «НВ» рассказывает Александр ТАРАСОВ, глава Батецкого района.
— Александр Александрович, автономное транспортно-хозяйственное предприятие, учрежденное администрацией района, действует уже четвертый месяц. Каковы экономические результаты?
— По итогам первого квартала наши транспортники сработали «в ноль», и это хорошее достижение. Поясню — при том, что, создавая компанию, мы потратили определенные деньги, были и незапланированные расходы. Но они легли на плечи сотрудников АТХП, и те с ними справились.
— То есть, забегая вперед, можно сказать, что игра стоила свеч?
— Думать о том, как сократить неэффективные бюджетные расходы, которые имеются в каждом районе, в том числе и в Батецком, мы начали еще прошлой осенью. Сначала проанализировали, где их больше всего. Оказалось — в образовании, культуре и в управленческом аппарате администрации района. Всего по итогам прошлого года «трат впустую» набралось более 20 миллионов рублей.
С созданием АТХП, по нашим расчетам, к концу нынешнего года мы сократим неэффективные расходы раза в полтора.
— Итак, что вы предприняли?
— Все транспортные средства, связанные с муниципалитетом, заведены в одно предприятие. Например, у нас есть пять школ, в каждой из них — автобус, чтобы возить детей из ближайших деревень на занятия. И транспорт, и водители до недавнего времени числились в учебных заведениях, плюс ГСМ и прочие расходы. То же самое происходило в культуре, в хозчасти администрации. Объединив в АТХП 17 единиц транспорта, от автобуса до легковых автомобилей, мы получили мощный автопарк. Собираемся купить грузовик, трактор, погрузчик, чтобы они занимались действительно хозяйственными делами — чистили, вывозили мусор, благоустраивали территорию. Сейчас думаем, как «влить» туда машины «скорой помощи».
— Какие выгоды получает население от этого проекта?
— Во-первых, мы сохранили все социальные функции — детей возим, стариков доставляем в райцентр по требованию сельских администраций, это оплачивается из местных бюджетов. Во-вторых, у такого предприятия есть необходимое качество — мобильность. Если мне нужно везти десять ребятишек, я пошлю автобус, если двоих — легковушку. Тем самым экономлю на бензине, амортизации, зарплате.
Когда мы рассчитывали муниципальное задание, думали, что первый год будет убыточным, как минимум, на миллион. Но нашли пути экономии — в первую очередь, как люди местные, пересмотрели маршруты, починили кое-где дороги и мосты. На каждой поездке теперь экономим по 12–15 км пробега и бензин. Работники-водители взаимозаменяемы, в отличие от прежнего порядка: когда шофер заболел, везти некому. Открылись и внутренние резервы, предприятие начало зарабатывать собственные деньги. Например, в выходные дни, ког- да школьникам автобусы не нужны, этот транспорт АТХП использует для коммерческих перевозок. Свадьбы, доставка дачников от железнодорожной станции, поездки в Новгород — да все что угодно. Собираемся заняться ритуальными перевозками — в районе таких услуг никто не предоставляет. И главное, спрос есть, а всё заработанное идет в копилку предприятия.
— А где же конкуренты-транспортные предприятия?
— Батецкий район настолько маленький, что не вызывает аппетита даже у средних перевозчиков. У нас их просто нет, за исключением рейсовых автобусов областного ПАТП, которые, естественно, не до всех деревень доезжают. Да и по условиям, на которых организовывалось наше АТХП, никто бы на этот мини-рынок перевозок и не пришел. А мы выполняем социальные обязательства, и уверен, сможем зарабатывать. — Время, наверное, показало и минусы изобретенного предприятия?
— Пока у нас нет базы как таковой. Сейчас машины хранятся в гаражах тех объектов, за которыми они числились. Со временем, естественно, придется строить свои и платить за коммуналку. А поскольку мы предусмотрительно назвались «хозяйственным предприятием», в штат ввели и уборщиц, и сторожей, и охранников вышеназванных учреждений. Есть идея принять на работу электрика, слесаря — они по вызову руководителей школы или дома культуры будут приезжать и делать ремонт. Одни на всех — это выгоднее, чем содержать их каждому в отдельности.
— Батецкие идеи имеют популярность в других районах?
— Многие главы районов приезжают, интересуются, «как оно работает». Не все согласны, кто- то идет своим путем — создают МУПы с расчетом, что потом они акционируются. Я говорю: ребята, это долгий и мучительный путь. Пока вы придете к искомому, ваш поезд давно уйдет, а это место займут другие.
Смотреть надо дальше. Наше небольшое автономное предприятие дало толчок всей экономике. Теперь нам нужны водители с разными категориями. Кто их будет учить? Свои услуги предложил комбинат из Великого Новгорода. Они готовы приехать и обучать жителей Батецкого прямо на месте. Где? Да в школе, которая тоже недавно стала автономным учреждением и сдает им классное помещение в аренду. Уже и школа зарабатывает…
Главное, что удалось создать реальный механизм, который действует.
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Андрей КОТКИН (фото)