Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Бизнес в глубинке

О том, что мешает налаживать филиальную сеть на территории области, представители власти и предприниматели беседовали в рамках встречи, организованной консалтинговым центром «Бизнес Персонал».
Оказывается, новгородские предприниматели пока не готовы открывать в районах филиалы своих компаний. Необходимость обсудить этот вопрос стала очевидна после прошедших в феврале-марте заседаний, посвященных экономическому и социальному развитию районов. Одним из направлений, по которым оценивали деятельность муниципальных властей, стало развитие малого бизнеса. Совещания показали: в Великом Новгороде предпринимательство процветает, а практически во всех районах его состояние оставляет желать лучшего. При этом владельцы районного бизнеса зачастую считают такую ситуацию вполне нормальной.
 — Общаясь с предпринимателями из районов, я удивился тому, какую позицию занимает большинство из них, — говорит председатель совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Новгородской области Евгений БОГДАНОВ. — Люди говорили мне, что у них все в порядке, что им не нужны кредиты. Однако при этом предприятия, за редким исключением, не развиваются и не имеют новых проектов. Очевидно, что при такой позиции трудно двигаться вперед. Поэтому для успешного развития районам необходимо привлечь бизнесменов из областного центра и создать здоровую конкуренцию. Практика показывает, что в большинстве районов недостаточно развит сектор бытовых услуг. Муниципалитетам нужны химчистки, салоны красоты, предприятия по ремонту мебели и одежды, станции техобслуживания.
— На мой взгляд, в подобной ситуации можно начать с организации бесплатного обучения для предпринимателей при местной администрации, — считает владелица салона-ателье «Одежда» Жанна ШИТОВА. — Очень многим людям из числа тех, кто хотел бы открыть свое дело, не хватает, к примеру, базовых знаний в области менеджмента.
Однако местные власти не всегда готовы к диалогу с предпринимателями, желающими организовать свое дело. Это касается как взаимодействия с представителями районного бизнеса, так и привлечения предприятий из Новгорода. Случается, что район не может разобраться, кому принадлежит земельный участок, на который претендует приезжий бизнесмен, и можно ли вести там строительные работы. Выходом из ситуации могло бы стать создание ресурсной базы, включающей в себя описание имеющихся площадок с указанием, где какое предприятие можно разместить.
Выбор места для размещения бизнеса — не единственная сложность. Живущие в Великом Новгороде предприниматели признаются, что в настоящий момент ни у кого из них нет филиалов в районах. Причина в том, что это экономически невыгодно — районные подразделения часто оказываются нерентабельными. Бизнесмены не скрывают, что при развитии сети филиалов предпочтут начать с районов, где численность населения наиболее велика.
Со своей стороны, представители муниципалитетов также предъявляют определенные требования к компаниям, желающим разместить филиал на их территории. Главные условия — регистрация на территории района, регулярные налоговые отчисления в бюджет и открытие рабочих вакансий для местного населения.
 
Ольга ЛИХАНОВА