Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Под небом дороги

Автостоп — не средство передвижения, а роскошь быть свободным
По мнению большинства, автостоп это в первую очередь риск. Как, впрочем, и во вторую. Где-то на третьем месте может стоять дискомфорт от постоянных переездов и немного романтики. Но это все теории со стороны. То, как автостоп выглядит изнутри, мы выясняли в разговоре с выпускником НовГУ Алексеем КОБЗАРЕВЫМ, который без странствий жить не может.
— С 2004 года, даты начала серьёзных путешествий, и вплоть до сегодняшнего дня мною наезжено более 140 тысяч километров, или три с половиной земных экватора, — прикидывает наш собеседник. — Начиналось все с Псковской, Новгородской и Ленинградской областей: этот треугольник изъезжен до неприличия. Но как-то я встретил на трассе стопщика из Минска, пригласил его погостить в Псков, а он позвал меня в Белоруссию. Оказавшись там, я поразился отличным дорогам, трудолюбивым и отзывчивым людям, живущим в этой стране. Затем объехал Золотое кольцо России, добрался до украинских Карпат. Там, на самой высокой вершине Украины — Говерле, попал в опустившиеся облака с ураганным ветром и ливнем. Романтика.
— Существует ли минимальный набор знаний, необходимый автостопщику для успешного путешествия?
— Скорее даже не знаний, а предметов. К моменту первой масштабной поездки у меня не было даже рюкзака. Пришлось модернизировать старый дедушкин для сбора клюквы. Взял тонкое одеяло и лёгкую палатку, в народе называемую «китайка». В чем ее минус, понял уже после первого дождя, когда я сам и вся еда намокла.
Что же касается знаний, то в автостопе все просто: голосовать удобнее всего за постом ГАИ; водитель охотнее берёт одного человека, чем двух; платить за проезд не надо — это азы. Кроме того, как и любой умный человек, автостопщик должен понимать, что ожидание машины — это лишь вопрос времени, а зависание в глуши ночью — собственная вина: не рассчитал своих возможностей.
— Получается, что если ты всё правильно спланировал дома, то никаких проблем в пути никогда не возникнет?
— Вряд ли, конечно, всегда бывают неожиданности. Как-то раз мы ехали со знакомой из Новгорода в Псков. За Шимском остановилась машина: полупьяный водитель уговаривал нас ехать, а когда мы отказались, он начал угрожать оружием, которое нам, впрочем, не показывал. Так мы проехали десяток километров и вышли, отдав 50 рублей. Эта история из разряда исключений: среди автостопщиков не ходит ни одной байки о том, как кого-то куда-нибудь увезли, избили или что-то в этом роде.
— А вообще автостопщики поддерживают связь друг с другом?
— Конечно, есть своя тесная «тусовка». Через форум автостопщиков можно без проблем найти попутчиков, выбрать, у кого остановиться в другом городе. Существует и международный ресурс: найди нужный контакт и езжай в гости.
Есть и реальные «Встречи на Эльбе». «Эльбой» называют места, в которых каждый год собираются автостопщики. Самая близкая от Новгорода «Эльба» находится в деревне Ижицы Валдайского района, прямо на трассе Москва — Питер.
Да и помимо массовых встреч автостопщик видит собрата на расстоянии. Есть и свой этикет — если на позиции уже кто-то стоит, то ты должен пройти дальше, кто дольше ждёт — уедет первым.
— В Новгороде есть свои именитые автостопщики?
— Нет, новгородцев-стопщиков единицы. Хотя с точки зрения путешествия Новгород — идеальная автостопная позиция. Вряд ли кто-нибудь из стопщиков пропускает случай полюбоваться нашим городом по пути из столицы в столицу.
— Чем радуют путешествия по родной местности?
— Не так просто вспомнить. У нас точно не балуют вкусной пищей, но это общая проблема: как-то раз белорусы угостили меня беляшом и коврижкой — я пару недель отходил от отравления. Пришлось даже отменить поездку в Львов.
Но есть и позитивные моменты. На дороге в сторону Питера установлены фонари, которые в темное время суток отлично подсвечивают автостопщикам хорошие позиции. А вот выезд на Москву с точки зрения теории автостопа — очень неудобный. Пост ГАИ есть, а обочины за ним нет, поэтому приходится идти за Синий мост до самого танка. Впрочем, это никогда не мешало мне ловить машину сразу на 300–500 километров.

Мария КЛАПАТНЮК