Среда, 17 июля 2024

Редакция

Пошли на поправку

{thumbimage 150px 1}С тех пор как закон закрепил за страховыми компаниями право возмещать обладателям полиса ОСАГО ущерб с учетом износа автомобиля, число обращений в суд значительно уменьшилось.
В феврале 2010 года был подписан закон, уточняющий порядок выплат за автомобиль, пострадавший в результате аварии. Поправки внесли в документ долгожданную ясность, определив, что возмещение убытков происходит с учетом износа транспортного средства. В принципе, страховщики и раньше склонялись к подобному методу работы, однако это вызывало массу споров и судебных исков.
У самих судов также не было четкого понимания того, как необходимо оценивать ущерб. Арбитражные суды обычно склонялись к тому, чтобы заставить страховщиков возмещать ущерб в полном объеме, с заменой старых деталей на новые. Гражданские суды придерживались иной практики и часто принимали решение в пользу страховых компаний. В таком случае стоимость всех деталей выплачивалась с учетом износа и пробега. Именно такой принцип теперь закреплен законодательно. Это следует признать логичным: замена старых деталей на новые означала бы, что пострадавший улучшает характеристики своего автомобиля за счет страховой компании.
— Мы всегда возмещали клиентам убытки, делая поправку на износ транспортного средства, так что в этом смысле ничего особенного не изменилось, — говорит начальник отдела страхования ОАО «ЖАСО» Ольга ОГИРОК.
В то же время страховщики признают, что после принятия поправок к закону число прений и споров с клиентами уменьшилось. Меньше стало и обращений в суд.
Однако сложности еще есть. В частности, не совсем ясно, как рассчитывать стоимость восстановительного ремонта. В поправках к закону говорится, что она определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Такого порядка до сих пор нет, хотя правительство давно поручило Министерству транспорта заняться разработкой единой методики оценки ущерба. На сегодняшний день существуют разные способы расчета, и результаты, полученные с их помощью, могут существенно отличаться друг от друга. Отсутствие единообразия в оценке ведет к возникновению претензий со стороны клиентов.
— Обычно мы склоняемся к мнению того эксперта, с которым уже сложились доверительные отношения, есть практика совместной работы, — поясняет руководитель отдела по регулированию убытков новгородского филиала СО «Регион» Евгений ДЕНИСОВ. — Однако следует отметить, что в последнее время клиенты не так часто спорят с выводами экспертов и назначают переоценку. Если в прошлом году таких случаев было достаточно, то теперь недовольных практически нет. Оценщики становятся все более профессиональными и объективными.
Чтобы свести возможные проблемы к минимуму, страховщики советуют клиентам повышать правовую грамотность, в частности, внимательно читать правила страхования и договор с компанией, которая в дальнейшем будет заниматься выплатами.
 
Ольга ЛИХАНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)