Среда, 17 июля 2024

Редакция

Не кричите в верхнем регистре!

{thumbimage 150px 1}По речи, манерам и одежде сегодня не только встречают, но и ведут переговоры, подписывают контракты, выписывают чеки. Знание деловой этики — это уже 50% успеха в бизнесе. Подтянуть свои знания в этой сфере новгородские предприниматели могли на семинаре «Бизнес-этикет».
По мнению Юлии РОТАНОВОЙ, директора консалтингового центра «Бизнес-Персонал», деловой этикет и культура в России находятся в стадии формирования.
Многие сегодняшние руководители заняли должности в 90-е годы, придя из совершенно разных отраслей, с разным уровнем воспитания и образования. Тогда не было ориентиров, на которые могли бы равняться предприниматели. Достаточно вспомнить малиновые пиджаки или золотые килограммовые цепи. Сегодня деловая этика — понятие достаточно определенное, оно включает много аспектов: дресс-код, речь, жесты, проведение различного уровня встреч, заседаний и многое другое.
Как отметила Татьяна КАРИУС, бизнес-консультант, преподаватель по деловому этикету и имиджу из Петербурга, уровень деловой грамотности новгородских бизнесменов достаточно высок. Управленцы понимают, что знание делового этикета — залог успеха в ведении дел.

Всё дело в статусе


Деловой этикет — как закон: незнание не освобождает от ответственности. По словам Федора АГАФОНОВА, директора НОУ «Студия красоты «Профи», заняться изучением правил бизнес-этикета его заставило назначение на новую должность:
— Круг общения изменился, и я почувствовал, что не хватает определенных знаний. Например, раньше я не соотносил цвет костюма и мероприятие, считая это неважным; не знал, как правильно знакомиться.
Как отметила Лариса СЕРГУХИНА, исполнительный директор ООО «Еврохимсервис», в связи с тем, что сегодня руководящие должности занимают и мужчины, и женщины, постоянно возникают вопросы: нужно ли здороваться за руку с женщиной, кто кого пропускает в дверь? По мнению профессионалов, в такие моменты нужно придерживаться принципа партнер — партнер, а не мужчина — женщина. Руку же для рукопожатия первым протягивает тот, чей статус выше. Дама может проявить инициативу — это ее привилегия. В деловом мире все решают статус и экономия времени, а не половые различия.
— По опыту общения с руководителями могу сказать, что разные поколения по-разному относятся к деловому этикету. Молодые руководители иногда приходят на встречи в неформальной одежде: джинсы, джемпер, рубашка навыпуск. Управленцы старой закалки серьезнее подходят к выбору одежды, — говорит Лариса Сергухина.

Патриотизм по-русски

В деловом мире визитная карточка представляет большую ценность. В маленьком прямоугольнике сосредоточена вся самая важная информация.
— В визитных карточках рекомендуется такая последовательность указания инициалов: имя, отчество, фамилия. Хочу заметить, что подобная подача информации существовала в России до 1917 года и соответствовала международным стандартам. Подчас деловые люди не стремятся этому следовать и оформляют свои визитки по социалистической старинке, называя этот вариант оформления «русским». Проявление патриотизма в подобной форме ошибочно и не повышает ваш рейтинг. А если говорить об удобстве, то при знакомстве для нас важны имя и отчество, поэтому они должны стоять на первом месте. Самое интересное: когда визитка оформляется в двухстороннем варианте, то на английском языке подача информации о владельце ведется в соответствии с международными традициями: имя и фамилия. Правда, двусторонние визитки не приветствуются. Оборотная сторона используется для заметок и должна быть свободной, поэтому если есть зарубежные партнеры, то желательно иметь второй комплект визиток на иностранном языке, — говорит Татьяна Кариус.
Что касается расположения, то тут тоже есть свои особенности: сведения о том, кто вы и откуда, располагаются в правом верхнем углу визитки. Чуть ниже пишутся контакты — телефон и электронка. Адрес компании печатается в левом нижнем углу, причем ситуация примерно такая же, как с инициалами: нужно сначала указать улицу, дом, город, область, а не наоборот.
Вручать и принимать визитку нужно правой рукой, даже если вы левша. А когда это лучше делать, зависит от ситуации: если встреча первая, то, если это конференция, лучше обмениваться карточками в перерывах или в конце мероприятия. Кстати, несколько новгородских предпринимателей, посетивших семинар, признались, что после него сразу переделали визитки.

Сетевой этикет
 
Интернет и компьютер неотделимы от деловых отношений. Поэтому появляются и новые аспекты в деловой этике, например, нэтикет.
— Сетевой и мобильный этикет подразумевают соблюдение определенных норм. В сетевом этикете, как и в этикете деловой переписки, важно соблюдать правила орфографии, не писать в верхнем регистре — это эквивалент крика, и также не писать в нижнем регистре — эквивалент шепота. Важно вовремя отвечать на электронные письма, даже если нет возможности ответить сразу подробным письмом, желательно в короткой записке сообщить о получении письма и об обязательном ответе в ближайшее время. Письма составляют по правилам деловой переписки, используя вежливые формы обращения и определенную структуру составления письма. И самое главное: в деловой переписке не допустимы сокращения, сленг, спам и смайлики, — напоминает Татьяна.
 
Елена УСКОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)