Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Поехали в утиль

{thumbimage 150px 1}Официально в Новгородской области, как и по всей России, эксперимент по избавлению от старых машин стартовал 8 марта, сейчас идёт процесс заключения договоров между утилизаторами и дилерами, а первые автомобили уже отправляются в утиль.
Свой «ВАЗ-2101» Юрий ЛАВРЕНТЬЕВ, в прошлом — капитан дальнего плавания, сегодня — пенсионер, купил в 1974 году, стоил он тогда 5600 рублей. Эту советскую машинку хозяин называет отличной, и в общем-то заслуженно — без малого он отъездил на ней 35 лет.
— Без сбоев работал автомобиль, не подводил, я все своими руками мог отремонтировать. Каждый год три-четыре тысячи вкладывал в машину, так сказать, в целях профилактики. В прошлом году капитально отремонтировал, не знал, что такая программа будет работать. Когда услышал, сразу решил, что в эксперименте участвовать буду. Сначала хотел ехать в Петербург, а потом прочитал, что и в нашем городе можно будет машину сдать. В очередь я записался по телефону, а потом приехал в салон и выбрал автомобиль — «ВАЗ-2105», цвет — металлик, — рассказывает Юрий Михайлович.
Стоимость новой машины с учетом скидки в 50 тыс. составит 99 тыс. рублей.

Пути участия

Утверждены две схемы участия в программе: автовладелец может обратиться к дилеру или самостоятельно сдать машину в утиль. Сейчас невозможно посчитать, сколько людей «поедут» вторым путем, а вот цифры по первому уже есть. На данный момент больше всего заявок, пожалуй, у дилера «АвтоВАЗа» — больше 600. Это вполне объяснимо: когда говорят «отечественные автомобили» — подразумевают ВАЗ. В других автосалонах тоже идет довольно активная работа в этом направлении.
Прежде чем сдать старый автомобиль, нужно определиться с маркой того, который вы хотите купить, и идти к соответствующему дилеру. На территории города определены 13 автосалонов, где можно забронировать авто, чтобы на ней не уехал другой участник эксперимента. Если ее нет в наличии и необходимо заказать, то, как обычно, дилеру оставляется задаток. Специалисты советуют уточнять наличие автомобилей, утвержденных в списке на покупку. Например, дилер корейских КIA в Великом Новгороде сообщил корреспонденту «НВ», что модель Spectra, которую можно было купить в рамках эксперимента, с производства уже сняли.
Водитель пишет доверенность, на основании которой торговая организация займется утилизацией старенького авто. За эту услугу он платит ей не более 3 тыс. рублей. При этом автомобиль вы сами доставляете до автосалона — эти затраты автовладельцу не компенсируются. Дальше начинает работать дилер. Он снимает автомобиль с учета в ГИБДД. По словам Владимира ЛОНСКОГО, начальника управления ГИБДД УВД по Новгородской области, автомобиль при этом не будет осматриваться органами ГИБДД, плата за снятие с регистрационного учета не взимается. Затем дилер везет транспортное средство к утилизатору, на площадку разборки. Затраты на перевозку торговой организации будут возмещены согласно правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Если человек решил не обращаться к дилеру, то все эти действия он делает за свой счет. После того как машина превратилась в металлический ком, дилер заполняет соответствующее свидетельство в пяти экземплярах. Если человек самостоятельно занимался утилизацией, то документы ему оформляет  утилизатор. Свидетельство действует до конца эксперимента, то есть до 1 ноября 2010 года. По регламенту процесс от сдачи авто до получения нового должен занимать 3–5 дней. Какая скорость будет по факту, станет известно, когда механизм четко заработает. На «Новгород-Ладе» предположили, что смогут справиться за 1–2 дня, но после того, как определят, сколько старых авто они смогут «обработать» в день.
В заключение, когда вы получаете ключи от нового автомобиля, самостоятельно ставите его на учет и страхуете. В ГИБДД сказали, что при этом в общей очереди водители стоять не будут. Для них будет работать отдельное окошко.
Если с горожанами все более менее понятно, то как быть жителям в районах? По словам Вячеслава ЧУНИХИНА, председателя комитета транспорта и связи Новгородской области, они должны снять с учета машины в своих отделениях МРЭУ ГИБДД и привезти их в Новгород. Доставку дилеры на себя не берут.
На сайте Минпромторга зарегистрированы три новгородские утилизирующие компании: «Феррум», «Агроводдорстрой», «Вторичные ресурсы». Последняя имеет 15 пунктов утилизации по области. По словам руководителя компании, сейчас договоры на сотрудничество отправлены в автоцентр «Альянс» и на «АвтоВАЗ». Если документы подпишут, то утилизировать машины можно будет в районных пунктах, а покупать авто у этих дилеров.

Внимание не только на дороге

Как отмечает Альберт ИЩЕНКО, президент НП «Объединение ломопереработчиков Северо-Запада России», недостаточная информированность потенциальных участников программы, к сожалению, уже привела к появлению разного рода авантюристов. По его информации, уже появились предложения о выплате гражданам наличных денег взамен сданного автомобиля, снижении ставки «утилизационного взноса» и прочее.
— Владелец транспортного средства, желающий принять участие в эксперименте, сможет получить компенсацию, только если обратится к зарегистрированным Минпромторгом утилизаторам. Об этом гражданина обязательно должен уведомить и автодилер. Перечень аккредитованных в программе автодилеров также размещен на сайте Минпромторга. Не предусмотрено работы сдатчиков автомобилей с иными коммерческими структурами, физическими лицами, действующими от имени этих предприятий якобы по доверенностям. Любые предложения от посредников, не зарегистрированных Минпромторгом в качестве участников программы, наверняка будут мошенничеством и приведут к потере возможности получить компенсацию при приобретении нового автомобиля, — говорит Альберт Александрович.

Соответствуй!

Минпромторг определил четыре пункта, которым должна соответствовать машина: быть на ходу или пригодной для перевозки на автовозе, ее полный вес составляет не более 3,5 тонн, год рождения не позднее 1999-го, и наконец, в собственности последнего хозяина она должна быть не менее одного года. Вы сможете принять участие в эксперименте, если автомобиль полнокомплектный: имеет шины и диски, двигатель, трансмиссию и навесные агрегаты, топливо, технические жидкости, элементы остекления, выхлопную систему и нейтрализатор, аккумулятор, не разрушенный и оборудованный сиденьями и элементами интерьера кузов и шасси.
 
Елена УСКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)