Среда, 17 июля 2024

Редакция

От базара к рынку

{thumbimage 150px 1}Местные товаропроизводители продолжают попытки наладить сотрудничество с торговыми сетями.
Вопрос взаимодействия предприятий пищевой промышленности и сетевых магазинов стал самым обсуждаемым на совещании, посвященном развитию сферы торговли в Великом Новгороде. Открывая дискуссию, мэр города Юрий БОБРЫШЕВ подчеркнул: несмотря на то, что по итогам 2009 года предприятия торговли и пищевой промышленности оказались единственными, кто сработал с прибылью, проблемы еще есть.
По его словам, «с  тех пор как на территорию Новгорода один за другим начали приходить сетевики, цивилизованный рынок торговли стал больше напоминать базар. Торговые сети играли по своим правилам, не считались с местными производителями, не содержали в должном порядке территорию, прилегающую к магазинам».
Решению проблем должен отчасти способствовать новый федеральный закон об основах государственного регулирования торговой деятельности, вступивший в силу с 1 февраля. Он передает регионам часть полномочий по контролю за деятельностью торговых сетей, а также закрепляет ряд условий заключения договоров с поставщиками. В частности, теперь сетевые компании официально лишены права требовать с местных производителей плату за вхождение в сеть или расширение ассортимента.
Однако закон предусмотрел не все. У новгородских производителей по-прежнему возникают вопросы к сетевикам. Многие отмечают, что выкладка местной продукции на полках крупных торговых центров явно недостаточна.
— Мы работаем со всеми федеральными магазинами, — говорит Валентин КУЛЕБЯКИН, генеральный директор ОАО «Новгородхлеб». — Требования у них серьезные, в то время как доля нашей продукции на прилавках не всегда достаточна. Я считаю, что необходимо договориться с каждой сетевой компанией, какой процент товаров местных производителей должен присутствовать в продаже.
Такой же точки зрения придерживаются и другие местные компании, в частности, «Лактис» и «Дека».
Как  утверждают ритейлеры, они ориентируются в первую очередь на интересы покупателей. К примеру, в сети магазинов «Полушка» посетители имеют возможность заполнить анкету и решить, какие товары будут представлены в магазинах.
— Тон задают покупатели, — поддерживает начальник отдела закупок компании «Тандер», владеющей сетью магазинов «Магнит», Елена КОНОВАЛОВА. — Мы привозим то, что им нравится. Удельный вес продукции местных предприятий у нас составляет 22% от общего ассортимента. Это достаточно высокая цифра.
Опыт торговых сетей показывает, что долю присутствия продукции действительно необходимо оговаривать с каждым производителем. Так, товар от «Новгородхлеба» может составлять 30–40% всего ассортимента хлебобулочных изделий. Если эта цифра увеличивается, магазин не успевает реализовать товар, и его приходится возвращать. Местные компании, конечно, заинтересованы в том, чтобы на прилавках вообще не появлялась продукция из других регионов, но представители сетевых магазинов в один голос заявляют, что не намерены ограничивать выбор покупателя.
Словом, у товаропроизводителей и сетевиков еще много вопросов друг к другу. В сухом остатке нынешней дискуссии — наметившиеся переговоры отдельных местных товаропроизводителей и сетей.
Ольга ЛИХАНОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)