{thumbimage 150px 1}Деревня Бакочино на карте Старорусского района ничем не выделяется. Десятки таких по району разбросаны. Однако Надежда ГЛАДУНОВА, глава администрации Наговского сельского поселения, в состав которого входит Бакочино, уверена: «Других таких деревень вы по всей области не найдете! Очень у нас хорошая молодёжь. Дома строят, свадьбы играют… В прошлом году шесть сыграли. Никто из села не уезжает. Вот недавно пошли служить в армию семь бакочинских парней. Вернутся».
Действительно, деревне с молодежью и особенно с ребятами здорово повезло. В какой еще найдешь сегодня два десятка добрых молодцев, полных сил и желания работать на селе? Увы… А в Бакочине шутят, дескать, пора открывать швейную или ткацкую фабрику, чтоб невесты приезжали. Своих-то девчонок в деревне вдвое меньше, чем парней. А те за невестами уезжать не хотят.
Впрочем, не только этим интересно Бакочино. Это, можно сказать, лирическое отступление. А вот свидетельство крепости экономической базы. Из 81 бакочинского подворья нет ни одного, в котором не держали бы живность. Даже у людей, которым под 80, если не коровы на дворе, то козы, куры. А кто моложе, держат коров, причем не меньше двух, а во многих хозяйствах и по четыре-пять, даже по шесть кормилиц. Так ласково их здесь называют, потому что благодаря этим буренкам Бакочино живет и развивается.
Шуточное ли дело — личные подсобные хозяйства деревни производят в год более 480 тонн молока! Столько не получают ни в одном другом населенном пункте области. Да что там в деревнях! Немногие специализированные предприятия могут похвастаться таким результатом.
— У нас уже давно назрела мысль если не памятник, то монумент или знак поставить в честь буренки, — говорит староста деревни Бакочино Фаина СПИРОВА. — Но ведь и про картофель забывать нельзя. Картошка, как и молоко, прославила нашу деревню. Бакочинские ветераны сажают по 5—7 соток, а молодые семьи — гектары.
По словам старосты, общая площадь посадок картофеля в подсобных хозяйствах Бакочина превышает 30 га, а сбор клубней достигает почти 4000 тонн. Картофель, как молоко, мясо молодняка крупного рогатого скота и свиней, приносит жителям деревни неплохой заработок.
Шуточное ли дело — личные подсобные хозяйства деревни производят в год более 480 тонн молока! Столько не получают ни в одном другом населенном пункте области. Да что там в деревнях! Немногие специализированные предприятия могут похвастаться таким результатом.
— У нас уже давно назрела мысль если не памятник, то монумент или знак поставить в честь буренки, — говорит староста деревни Бакочино Фаина СПИРОВА. — Но ведь и про картофель забывать нельзя. Картошка, как и молоко, прославила нашу деревню. Бакочинские ветераны сажают по 5—7 соток, а молодые семьи — гектары.
По словам старосты, общая площадь посадок картофеля в подсобных хозяйствах Бакочина превышает 30 га, а сбор клубней достигает почти 4000 тонн. Картофель, как молоко, мясо молодняка крупного рогатого скота и свиней, приносит жителям деревни неплохой заработок.
Заходите, гости дорогие
Но что ж все говорить, хорошо бы своими глазами посмотреть, как живут люди в Бакочине, как работается им на этой земле. Заходим в ближайшее на пути подворье — хозяйство Михаила КОРНЕВА. Нас гостеприимно встречает хозяйка. «Зоя Михайловна, — представляется она и поясняет: — Я тут переработкой молока занимаюсь, а муж во дворе скот кормит. С минуты на минуту должен подойти». Действительно пришел он быстро, и так же быстро и легко с Михаилом Васильевичем завязался разговор.
Выяснилось, что Корневы — фамилия в Бакочине известная и популярная. У Михаила Васильевича здесь еще два брата, у каждого — большие семьи с детьми, внуками. Крепко Корневы пустили корни на этой земле.
— Мы все здесь родились, и никогда мысли не было покинуть деревню, — говорит Михаил Васильевич. — А зачем уезжать в город? У нас и в деревне все есть городское. В доме — паровое отопление, вода проведена, есть душевая кабина, в комнатах — бытовая техника. Да и на заработки грех жаловаться. К тому же я крестьянин, люблю землю и работать на ней. В город меня калачом не заманишь.
Хозяин Корнев крепкий. Чтобы понять это, не нужно долго изучать его быт. Множество больших добротных построек, два трактора и комплект прицепного инвентаря к ним. На дворе же — два легковых автомобиля. Может, повезло нам со знакомством? Нет, когда обошли несколько дворов, выяснилось, что таких, как Корневы, по деревне немало наберется. Скотные дворы, техника, классный инвентарь есть почти в каждом подсобном хозяйстве. В этом еще одна особенность Бакочина и объяснение, почему люди здесь живут в достатке и радости. Потому что работы не боятся, не сторонятся. Ищут дело, найдут — расширяют.
— Поверьте, мне становится не по себе, когда, бывая в иных селах, слышу, что в деревне плохо и трудно живется, — говорит Михаил Васильевич. — У меня в голове не укладывается, как это можно в деревне жить плохо? Да, трудно приходится, много работы, но ведь работа и кормит. А если на печи валяться да мечтать о сытой жизни, тогда, согласен, трудно.
Богатое подворье
В хозяйстве у Михаила Васильевича и Зои Михайловны — четыре коровы, телки, поросята, куры. Несколько лет назад не поленился и съездил в Ярославскую область за овцами романовской породы. Теперь их на его подворье 28 голов. А минувшей осенью купили племенных кроликов.
— У меня все уже давно подсчитано, насколько овец и кроликов выгодно держать, — говорит Корнев. — Сегодня баранина нарасхват, по 250 рублей дают на рынке за кило, а в Питере еще дороже можно продать. Спросом пользуется и крольчатина.
Но основной и стабильный доход семья Корневых имеет от молока. Коровы обычные, черно-пестрой породы, его дают много и вкусное, жирностью 4,5%. Благодаря этому у мастерицы по молочной переработке Зои Михайловны получаются прекрасные творог, масло, сливки, сметана. Все это Корневы везут в Новгород и продают на мини-рынке. Там они торгуют много лет, есть свои постоянные покупатели.
— Если не секрет, какой доход вы имеете от своих буренок? — интересуюсь у Михаила Васильевича.
— Сейчас у нас четыре коровы, до этого было шесть. Но двух вынуждены были сдать, заболели. Но уже двух телок растим, так что выйдем на прежнюю численность буренок, — считает вслух Михаил Корнев. — Если было бы невыгодно, столько коров не держали бы. Летом, когда молока получаем значительно больше, чем в остальное время года, в месяц от него имеем до 30 000 рублей.
Немалые деньги хозяйству приносит откорм бычков и поросят. В прошлом году, например, на каждой из четырех хрюшек, которые весили под 140 кг, заработали по 18 000 рублей. Хороший доход приносит продажа баранины.
Несмотря на большое количество живности, семья Корневых с лихвой обеспечивает их на зиму сеном, кормовыми корнеплодами. Из года в год сажают около одного гектара картофеля. Без этого в деревне не может себя представить ни одно подсобное хозяйство.
— Сколько себя помню, все в нашей деревне занимались картофелем, — говорит Михаил Корнев. — У нас выработаны свои особые технологии. Сажаем, как правило, в двадцатых числах апреля, причем только ранние сорта, а уже в конце июня начинаем убирать урожай. Тут-то и начинается основная запарка: минуты нет свободной, каждый день чуть свет гружу десять мешков картофеля — и на рынок в Питер. Там ее за час-другой раскупают. И так целый месяц. Тяжело, зато деньги хорошие имеем.
На том стоим
Михаил Васильевич и Зоя Михайловна Корневы — в расцвете сил, молодые, энергичные. И неудивительно, что они с таким энтузиазмом и старанием ведут свое хозяйство. Но в Бакочине есть люди, находящиеся на заслуженном отдыхе, и они работают так, что в иных деревнях молодежь им может позавидовать. В пример ставят семью САФРОНОВЫХ. Антонина Андреевна давно на пенсии, и ее мужу Николаю Александровичу, инвалиду третьей группы, — 67 лет. Но, несмотря на возраст, они держат коров.
— Еще несколько лет назад мы держали двух буренок, а теперь третью взяли, — с гордостью заявляет Антонина Андреевна. — А как без них жить? Вот пенсию нам в прошлом году и нынче хорошо увеличили, спасибо государству, но не можем без работы сидеть. Коровушек держим, полученное молоко перерабатываем и продаем на рынке в Старой Руссе. Благодаря буренкам новую «десятку» купили, пусть муж на старости лет поездит на хорошей машине, а то старая уже совсем развалилась. Двери, окна в доме заменили на современные. Детям и внукам помогаем…
Антонина Андреевна не скрывает, что держать коров непросто, но ей эта работа нравится. И в этом ничего не было бы особенного, если бы она и ее муж были деревенскими жителями, с малых лет к этому приученными. Но супруги долгую свою жизнь прожили в крупном городе в Киргизии. Коров видели только по телевизору.
И лишь когда перебрались в Бакочино, взялись крестьянствовать. «Нельзя здесь по-другому, — говорит Николай Александрович. — Невозможно в деревне-труженице быть отдыхающим, тем паче бездельником». Такие вот традиции в Бакочине, зажиточной старорусской деревне. Больше бы таких по России…
Старорусский район
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора
Фото автора