Среда, 17 июля 2024

Редакция

Дочки-матери семейного бизнеса

{thumbimage 150px 1}Принцип работы с «9 до 18» в семейном бизнесе не действует. Это дело жизни, над которым круглыми сутками, без перерывов на обед, выходных и отпусков трудятся все члены семьи. Хорошо или нет, когда между семьей и бизнесом стоит знак «плюс»? Корреспондент «НВ» побеседовал с несколькими семьями новгородских предпринимателей, где этот пример дает положительный результат.
Основатель семейного бизнеса НИКИТИНЫХ — мама Раиса Петровна. Предпринимателем она стала в 1998 году почти случайно. В одном кафе, где она работала бухгалтером, зарплату ей выдали… ларьком со всем его содержимым. Так было решено продавать продукты.
Муж Сергей оставил профессию электрогазосварщика, чтобы помогать жене. В то время службы доставки и торговых агентов не было, так что за товаром ездили на собственной «Волге».
— Шаверма у нас была, потом кафе открыли, затем взяли в управление гостиницу на трассе Москва — Санкт-Петербург, — вспоминает Раиса Никитина. — Больше четырех лет там работали всей семьей. В какой-то момент осознали, что хотим «рулить» собственным бизнесом. Купили помещение в одном из районов города, посмотрели, чего там в избытке и чего не хватает жителям, и открыли салон красоты. Искали точки приложения своим силам повсюду, поэтому через несколько месяцев взяли в аренду детскую игровую комнату в торговом центре.
«В своем деле лучше, чем ты сам, никто не сделает», — считают в этой семье. Так как выбрали определенную сферу услуг — косметологию, то дочери Ульяна и Люба решили стать полноправными участниками дела: первая получила специальность визажиста, а вторая — мастера по наращиванию ресниц.
— Мама у нас бухгалтер, администратор и отвечает за детскую игровую комнату, папа — спец по технической части, так что свою профессию не забывает и далеко инструменты не убирает, Ульяна взяла шефство над новым отделом в торговом центре, — говорит Любовь Никитина.
— Но если нужно организовать детский праздник или что-то сделать в салоне, то приходят все, — говорит Ульяна. —  В нашем семейном деле нет начальников и подчиненных, поэтому решения принимаются и исполняются быстро.
В бизнес-планах Никитиных не только развитие индустрии красоты.  В собственности семьи уже есть участок земли, на котором через два-три года будет создано еще одно «дочернее» предприятие — в полном смысле этого слова — кемпинг.

Мечты сбываются

О том, чтобы бизнес стал семейным, Александр ЛУКАВЕЦКИЙ, ныне генеральный директор стоматологической клиники, мечтал, можно сказать, с начала предпринимательской деятельности. Когда оба родителя связаны с медициной, то дома так или иначе обсуждалась работа, и дети были свидетелями этого процесса. Потому, когда перед ними встал вопрос, куда пойти учиться, папа и мама предложили поступать на стоматологический факультет. Предложение было принято.
— Я думаю, что главным плюсом семейного бизнеса является надежность. А надежность будет, если семья — дружная. Твой сын или твой муж тебя не подведут, ну, а если что-то случилось, то кто, как не семья, первой приходит на помощь, — говорит Галина ЛУКАВЕЦКАЯ, хозяйка в доме и главный администратор в клинике. —  Семейный бизнес — он дисциплинирует. Требования по качеству работы ко всем одинаковые, а ответственность у нас выше, хочется быть примером для сотрудников.
Глава семьи согласен, что в семейном бизнесе не возникает проблемы с кадрами. Те средства, которые тратятся на сотрудника-родственника,  остаются в семье, возвращаются в результате его хорошей работы.
Дети Лукавецких готовятся к тому, чтобы в будущем также успешно руководить семейным бизнесом. Сейчас оба они работают в клинике рядовыми врачами-стоматологами. Сын Алексей дополнительно обучается на специальностях «Юриспруденция» и «Менеджмент организации», а дочь Евгения воспитывает сына, который, как мечтают все,  пойдет по семейным стопам.

Интереснее работать с семьей

Сначала на работу к отцу, Вячеславу РЫБЯНЧЕНКО, основателю собственной типографии, пришел работать сын Игорь. Постепенно вливаясь в работу, знакомился со спецификой, техникой. Именно тогда возникла идея подключить к делу и сестру Елену. На тот момент она жила в Санкт-Петербурге, но согласилась оставить столичный город и начать свою карьеру в родном Новгороде.
С появлением Игоря и Елены в типографию пришли свежие идеи и мысли. Дети придерживались немного иной стратегии в бизнесе. Нужно было развиваться, увеличивать обороты, для этого покупалось современное оборудование, рос штат сотрудников, расширялась клиентская база. Компания принимала спонсорское участие в городских мероприятиях, проводила собственные конкурсы. Но не всегда отец соглашался с предложениями детей.
— Если отцу что-то не нравилось, и он меня критиковал — значит, я все правильно делаю, — говорит Игорь РЫБЯНЧЕНКО, ныне генеральный директор типографии.  
Бразды правления отец вручил ему где-то через год. По словам Вячеслава, семья и бизнес — хороший тандем. Несмотря на какие-то разногласия  по работе с семьей работать интереснее и спокойнее.
— Человек посторонний не будет так ревностно относиться к своим обязанностям.  Если нужно, всегда поработает в выходные, останется после окончания трудового дня и, главное, без всякой дополнительной оплаты. Ведь они для собственного будущего трудятся. Игорь и Лена сделали несколько рискованных шагов, в итоге доказали мне, что этот риск был оправданным. Теперь и я понимаю, что иногда он действительно необходим. Сейчас я практически не вмешиваюсь в работу и полностью им доверяю, — говорит Вячеслав Иванович.

Достоинства и недостатки

Специалисты по кадрам отмечают, что при наличии сильных сторон семейного бизнеса — доверия, например,  у семьи-компании есть и слабые позиции. И прежде всего — это непрофессионализм членов ячейки как сотрудников. Редкий случай, чтобы все участвующие в работе предприятия родственники были хорошими специалистами в необходимых фирме областях. Идеальное положение вещей — грамотный директор, профессиональный бухгалтер, ответственные и квалифицированные сотрудники, при этом все члены одной семьи — практически невозможно.
К тому же если нанятого сотрудника руководитель может довольно легко обвинить в непрофессионализме, то родственник никогда и не назывался профессионалом, и сказать ему, что он занимает не свое место, не каждый директор сможет.
В семейный бизнес практически всегда берут «своих» в расчете на то, что они вырастут вместе с компанией. Конкуренты же в это время берут профессионалов, и начинается борьба бизнеса «на доверии» с бизнесом «на профессионализме».
 
  Елена УСКОВА,
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Владимир БОГДАНОВ (фото)