Среда, 17 июля 2024

Редакция

Проблемы преодолимы

{thumbimage 150px 1}Как исполняется бюджет года уходящего и каким станет новый? Изменится ли ставка транспортного налога? Когда начнется монетизация услуг ЖКХ? Будут ли в нашей области построены физкультурно-оздоровительные комплексы? Перейдем ли мы на пропорциональную систему выборов? Эти и другие темы легли в основу беседы корреспондента «НВ» с председателем Новгородской областной Думы Сергеем ФАБРИЧНЫМ.
— 2009 год на исходе. Как вы, Сергей Юрьевич, оцениваете его предварительные итоги?
— Год был сложным. Связано это в первую очередь с кризисными явлениями в мировой экономике. Отразились они и на экономике нашего региона.
Первая половина года складывалась крайне неблагоприятно — резко сократились поступления в бюджет области. В первом квартале наполнение бюджета показало относительно неплохие результаты — снижение доходов по сравнению с прошлым годом составило 4,7 процента. Это был лучший результат на Северо-Западе. Однако уже в апреле налоговые поступления очень серьезно сократились. По результатам четырех месяцев в консолидированный бюджет области поступило 4,48 миллиарда рублей (это порядка 79,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).
Депутаты областной Думы вынуждены были пойти на крайние меры и проголосовать за частичный секвестр бюджета. Потребовалось сократить расходы на 1,5 миллиарда рублей. Основные статьи, которые затронул секвестр, касались материальных затрат и капиталовложений, межбюджетных трансфертов. При этом (и мы это неоднократно заявляли) бюджет остается социально направленным — все обязательства, которые власть брала на себя, будут выполнены безусловно. Кроме этого, чтобы сгладить последствия, мы приняли областные законы, направленные на поддержку антикризисных мер Правительства Российской Федерации. В частности, областным законодательством предусмотрена компенсация процентной ставки по банковским кредитам, выданным субъектам малого и среднего бизнеса. Другое направление — малая приватизация. На сегодняшний день субъекты малого и среднего бизнеса на территории Новгородской области обладают правом выкупа арендуемого имущества площадью до 1000 кв. метров при  рассрочке платежа сроком на пять лет. И наконец предоставление налоговых льгот для малого и среднего бизнеса: решением областной Думы снижена ставка налога на доходы с 15 до 10 процентов для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Кроме этого, в Волотовском, Батецком, Маревском, Поддорском и Парфинском районах действует режим экономического благоприятствования. Другими словами, физические и юридические лица, ведущие бизнес на этих территориях, освобождаются от уплаты в областной бюджет налогов на имущество и на прибыль. Также был принят областной закон «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента». По предварительным расчетам, такой особый налоговый режим для предпринимателей в 2010—2011 годах привлечет в бюджет области дополнительно 53,7 миллиона рублей…
— Сергей Юрьевич, но ведь не только тревожными явлениями характерен уходящий год.
— Безусловно, к радостным событиям можно отнести Ганзейские дни, открытие памятника Рахманинову и, наконец, празднование 1150-летия Великого Новгорода и присвоение Новгороду звания «Город воинской славы». Не было разногласий и отчуждения касательно даты и идеи проведения праздника. Новгородцы готовились к празднествам целыми семьями, дворами, улицами, трудовыми коллективами. Неоднократно на субботники выходили десятки тысяч жителей. Люди вносили пожертвования в фонд празднования 1150-летия и на создание памятника Сергею Васильевичу Рахманинову. Никто не остался в стороне от происходящего: люди всецело разделяют идею единения, идею укрепления Российской государственности и значимость этой даты в масштабах страны.
— Пришла пора принимать бюджет области на новый 2010 год. Второе чтение состоится на заседании Думы 16 декабря. Однако оппозиция в областном законодательном собрании намерена голосовать против принятия основного финансового документа…
— Хочу напомнить, что при рассмотрении проекта бюджета в первом чтении вопросы задавали не только представители оппозиции, но и депутаты иных фракций. Вопросы, уточнения, предложения здесь вполне уместны. Обеспокоенность депутатов касательно содержания бюджета вполне понятна: рассмотренный и принятый в первом чтении депутатами проект формировался в более сложных экономических условиях, чем бюджеты предыдущих лет. Однако главный финансовый документ региона по-прежнему должен остаться социально ориентированным. Региональные власти намерены выполнить все ранее принятые обязательства в части поддержки и развития здравоохранения, образования, сельского хозяйства, транспорта, строительства и других отраслей.
На мой взгляд, наша главная задача заключается в том, чтобы не только сократить существующие издержки — отказаться от второстепенных и менее важных затрат, но и оптимизировать текущие расходы. Ситуация усложняется тем, что в 2010 году, по прогнозам, мы получим меньше безвозмездных поступлений из федерального бюджета.  Возникает дефицит, который мы намерены покрывать за счет кредитов, но не коммерческих, а бюджетных, совершенно под иную процентную ставку. Исходя из этого и ставились вопросы при обсуждении бюджета в первом чтении об ипотечном жилищном кредитовании, поддержке малого и среднего бизнеса, достройке Окуловской ЦРБ, полигонах твердых бытовых отходов. Могу сказать, что у меня есть все основания полагать, что во втором чтении бюджет будет принят.
— Пожалуйста, уточните его основные характеристики.
— Прежде всего замечу, что при формировании бюджета учитывались рекомендации Министерства финансов, предусматривающие пессимистичный подход к прогнозу налоговых и неналоговых поступлений. В 2010 году доходы консолидированного бюджета определились в сумме 20,571 миллиарда рублей, в 2011 году — 18,877, в 2012 году — 20,31 миллиарда рублей.
Общий объем расходов консолидированного бюджета области на будущий год определен на уровне 22,399 млрд. рублей. Серьезные бюджетные средства запланированы на финансирование мероприятий по газификации и водоснабжению муниципальных районов и сельских населенных пунктов, строительство объектов образования и здравоохранения. Важнейший из них — Новгородский областной клинический онкологический диспансер, который получит из областного бюджета 21 миллион рублей. Всего в 2010 году на реализацию более 50 областных целевых программ из бюджета области планируется направить почти 2 миллиарда рублей.
— Регионам дано законодательное право повышать или уменьшать ставку транспортного налога. Что у нас в области?
— Ставки транспортного налога были одобрены Советом Федерации 25 ноября 2009 года, и их размер остался на прежнем уровне. Тем не менее регионы получили право увеличивать или уменьшать ставку в 10 раз. В Новгородской области размер ставки налога достаточно высокий, в связи с чем увеличение транспортного налога не планируется.
— Определены ли окончательные сроки монетизации услуг ЖКХ для льготных категорий граждан?
— Мы планируем 27 января провести парламентские слушания на эту тему, чтобы понять, насколько органы социальной защиты и все административные структуры готовы к переходу на новую систему. Но окончательный срок уже определен и не обсуждается: переходим к монетизации с 1 апреля 2010 года. В целом в Новгородской области это новшество затронет более 168 тысяч человек, а с учетом их семей и того больше.
— На уровне правительства и особенно руководства партии «Единая Россия» обсуждаются и реализуются планы строительства по всей стране физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). Сообщения об открытии спортивных комплексов идут из многих регионов. А наша область вне списков счастливчиков?
— Это очень важный проект, в реализацию которого в этом году включилось Новгородское региональное отделение партии «Единая Россия». Потребности в спортивных сооружениях в нашей стране огромны. Всего за четыре года по федеральной партийной программе уже построено 144 спорткомплекса. В июне на встрече с руководителем Центрального исполнительного комитета «Единой России» Андреем ВОРОБЬЕВЫМ была достигнута договоренность об участии в проекте и Новгородской области. На условиях софинансирования у нас в области планируется построить 2 новых спортивных комплекса, а также оснастить уже имеющиеся спортивные залы новым универсальным спортивным инвентарем.
У нас уже направлена заявка в Министерство спорта, туризма и молодежной политики и руководству партии на выделение Новгородской области (на условиях софинансирования) средств на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Окуловке и Старой Руссе, а также оборудования для спортивных залов в Великом Новгороде на улице Бредова, в Пестове и Парфине. Ведется работа по привлечению федеральных средств для создания футбольных полей с искусственным покрытием в Крестцах, Старой Руссе, Мареве. Уже принято решение об оснащении универсальным спортивным оборудованием Старорусской детско-юношеской спортивной школы. Стоимость оборудования с учетом доставки и монтажа составит около 14 миллионов рублей. Это и спортивные снаряжения для баскетбола, бокса, борьбы, волейбола, и ковровые покрытия, и разные тренажеры. Перед установкой оборудования будет произведен ремонт здания школы. Таким образом, Старая Русса получит современный спортивный центр.
В сентябре, в дни юбилея, Новгород посетил Председатель Высшего совета партии Борис ГРЫЗЛОВ. В общественной приемной Путина, где он проводил прием, Борис Вячеславович заверил, что Новгороду будет оказана помощь в строительстве второй очереди Ледового дворца. Этот вопрос будет рассмотрен на партийной комиссии, и сам Грызлов будет ходатайствовать о включении Новгородской области в план 2010 года, чтобы совместными усилиями, на условиях софинансирования, завершить объект.
— В течение этого года областная Дума приняла пакет законов, скажем так, организационно-политического характера…
— Да, мы внесли изменения в Устав Новгородской области, и сейчас готовится областной закон, в котором будут закреплены: положение о согласовании областной Думой кандидатур к назначению на должности заместителей главы администрации области, право Думы выразить недоверие этим должностным лицам, заслушивание законодательным собранием отчетов губернатора и его право на обращение к областной Думе с ежегодным посланием о положении дел в регионе и об основных направлениях экономической и социальной политики. На мой взгляд, отчет логичнее делать по итогам календарного года, причем на основе концепции социально-экономического развития, которая принимается в начале года.
— Как вы оцениваете предложение Президента России о переходе на пропорциональную систему выборов по всей стране?
— У нас сейчас пропорциональная система существует только на выборах федерального значения — депутатов Государственной Думы. Что касается всей страны, то такое новшество логичнее ввести в начале будущего политического цикла, после того как пройдут выборы Госдумы и Президента России, то есть после 2012 года.
— На федеральном уровне в принципе решен вопрос о равном доступе политических партий, представленных в Госдуме, к средствам массовой информации. Теперь дело за регионами…
— Да, такие рекомендации дал президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ в своем недавнем Послании. Мы будем менять областное законодательство в этой части. Но что хотелось бы сказать. Все упреки, что будто бы федеральные и региональные СМИ сосредоточились исключительно на мероприятиях партии «Единая Россия», совершенно беспочвенны, поскольку другие партии не дают газетам и телевидению серьезных поводов для рассказа и показа их деятельности. Потому что нет этой деятельности. А есть лишь акции сомнительного характера.
— Возможно, скоро президент созовет Госсовет  по развитию политической системы страны. На ваш взгляд, что надо бы поменять, обновить и вообще какие вопросы обсудить?
— На осеннем Госсовете, что проходил в Великом Новгороде, президент обозначил тему празднования Российской государственности в 2012 году и определение Новгорода как центра этих торжеств. Это принципиально важно для всей нашей страны, а не только для Новгорода. Россия имеет свои исторические корни, и общество, люди должны знать истоки, откуда пошло российское государство. Чтобы мы поставили точку в многолетних спорах, которые идут вокруг этой темы. Политическая система без идеологии — недостаточно устойчива. Она может измениться в любое время, если нет четко обозначенных идеологических постулатов. Вот об этом вполне мог бы пойти разговор, обмен мнениями на заседании Госсовета. А еще мне представляется актуальной тема ограничения бюрократии, а именно — ограничение не только числа депутатов в законодательных собраниях всех уровней, но и чиновников в органах исполнительной власти. Должны быть разработаны стандарты для определения численного состава законодательных и исполнительных органов власти.
 
 
Евгений МАЛЬКОВ
Владимир МАЛЫГИН (фото)