Четверг, 09 января 2025

Редакция

Сход с маршрута

{thumbimage 150px 1}С 23 ноября действие единого социального проездного билета в Великом Новгороде распространилось и на маршрутные такси. Владельцы маршруток переживают, что социально справедливое решение властей могут погубить организационные недочёты.
За перевозку льготных пассажиров коммерческие автотранспортные компании будут получать компенсацию выпадающих расходов из городского и областного бюджета за фактически оказанные услуги, — сообщили в мэрии Великого Новгорода. Однако пока владельцам маршруток совершенно непонятно, как пассажиров будут учитывать. Если муниципальные автопарки считают льготников по проданным единым социальным проездным и получают за это компенсацию из бюджета, то как быть таксистам?

Уступи дорогу

О том, что предстоит перевозить льготников, новгородским коммерческим перевозчикам было известно давно. С апреля их собирали на совещания, где чиновники администрации областного центра и бизнесмены обсуждали этот вопрос.
Павел Морозов, председатель комитета по строительству, транспорту и связи администрации Великого Новгорода, сообщил, что «теперь все перевозчики будут работать в равных условиях». Единые условия работы должны, по словам чиновников, создать конкурентную среду, где пассажир получает право выбирать, на каком автобусе ездить, а это в свою очередь должно повысить качество транспортных услуг. Также он отметил, что если какие-то перевозчики и «уйдут с дороги», то проблем с транспортом в городе не будет.
Все предприятия, которые ранее заключили договор с администрацией на перевозку пассажиров, а их всего 11, будут обязаны работать в прежнем порядке. Работу перевозчиков отслеживает центральная диспетчерская служба. И если транспортное средство специально, в целях экономии, не вышло на маршрут, это чревато расторжением договора.

Либо пан, либо пропал


Перевозчики считают, что нужно было более продуманно подойти к этому вопросу.
— Мы готовы перевозить льготников, но на разумных условиях, — говорит Александр БОЙКОВ, директор новгородского филиала ООО «ПТК». — А получается так, что мы должны либо соглашаться с новыми условиями, либо уходить с рынка. Мне также непонятно, кто с кем в этой ситуации будет конкурировать. Вот если бы можно было снизить цену на проезд — это можно назвать конкуренцией.
В данный момент все автобусы малой вместимости коммерческих перевозчиков выполняют решение администрации, но не знают, как считать пассажиров и когда за эту работу будет выплачена компенсация.

Сколько выпадет


— За те дни, что мы возим льготных пассажиров, убытки составляют около четырех тысяч рублей в день со всех 18 машин. Если так дело пойдет, то в месяц я потеряю около 120 тысяч рублей, — говорит Александр Бойков.
По словам Ивана ОНЬКОВА, и.о. директора ООО «Фабус», более всего пострадают те перевозчики, у кого большой автобусный парк, и те, у кого городские перевозки — основной вид бизнеса.
— Прибыль у перевозчиков и так небольшая, часть выручки идет на бензин, часть на зарплату водителям. А если работать в таких условиях, то ее не будет вообще, даже ГСМ не отработать, — говорят транспортники. — Это может запросто привести к разорению компании.
Каким образом перевозчики могут избежать разорения? Либо повысить плату за проезд, либо сократить зарплату водителям. Но руководители маршрутных автопарков не заинтересованы ни в первом, ни во втором.

Цена льготы

Ежегодно оба бюджета выделяют на перевозку льготников 40,1 млн. рублей. Теперь в борьбу за эту сумму должны вступить и частные перевозчики.
Если до этого момента деньги от продажи единых социальных проездных делились пополам между двумя транспортными предприятиями — ПАТП-1 и ПАТП-2 (в городе покупалось 43 тыс. социальных проездных), то сейчас этот «пирог» нужно разрезать на большее количество кусочков.
В муниципалитете утверждают, что необходимо повышать стоимость единого социального проездного билета, тогда и сумма компенсаций станет для коммерческих перевозчиков приемлемой.
В Великом Новгороде льготный проездной — самый дешевый на Северо-Западе: 120 рублей в месяц. В соседнем Пскове, например, он стоит в три раза дороже. С повышением стоимости социального проездного увеличится сумма, которую будут распределять между перевозчиками за льготников.
В еще более дальней перспективе — установка валидаторов (электронных счетчиков учета пассажиров с электронными же проездными билетами). Как сказал Павел Морозов, устанавливать их планируется поначалу на государственные автобусные маршруты. К примеру, чтобы обеспечить такой системой основные рейсы, потребуется около 15 млн. рублей. Также возможно, что для проезда будет использована недавно введенная единая социальная карта — тогда учет льготных пассажиров станет точным. Тем не менее срока, когда начнется эта работа, нет.
 
 
 Елена УСКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)