Понедельник, 25 ноября 2024

Редакция

Овощной король

Фермер Иван ГЕЛЕТЕЙ из деревни Березицы Боровичского района дает фору именитым хозяйствам региона, а его планам и задумкам можно только позавидовать. «Неугомонный этот Гелетей, все ему работы мало!», — говорят одни. «Непоседа — новинки какие-то применяет, как будто без них нельзя обойтись», — заявляют другие. Так кто же он, Иван Гелетей, которого по праву многие называют овощным королем?

Фермерская ноша

Свой разговор с Иваном Ивановичем я попытался начать по привычке с тяжелых погодных условий, в которых в этом году пришлось работать труженикам села. Но собеседник меня вежливо остановил.
— Вы думаете, если мы с вами будем говорить о том, как крестьянину было трудно летом и осенью, то от этого что-то изменится? — спросил фермер. — Полагаю, что нет. Кому-то, может, и нужно, чтобы его жалели, но сегодня все меньше и меньше тех, кто жалеет. Народ-то сейчас неглупый, телевизор смотрит, видит, как в развитых странах Европы фермеры каждый год с прекрасным урожаем. А нам всегда что- то мешает.
— Вы так говорите, как будто летом, осенью дожди обходили вас стороной?
— Не обходили, но мы, не подумайте, что хвастаюсь, закончили уборку урожая в те сроки, которые намечали. Что касается результата, то собрано 1932 тонны картофеля и 1084 тонны овощей. Доволен ли я этим? Нет, хотя, конечно же, урожай прекрасный. Картофель, например, дал свыше 300 центнеров клубней с гектара. Но у меня в крови — не останавливаться на достигнутом.
Фермерское хозяйство Ивана Гелетея — сегодня одно из лучших в нашей области. Это современное мощное сельхозпредприятие, которое при возделывании картофеля и овощей сделало ставку на передовые технологии. На базе хозяйства проводится учеба руководителей и специалистов сельхозпредприятий. Здесь есть что посмотреть и позаимствовать.
— Еще три года назад мы сажали картофель на 30 гектарах, в этом было 70, а на следующий год еще на 10 гектаров увеличим площадь посадок, — заявляет фермер. — Но я не сторонник того, чтобы увеличивались только гектары, для меня главное, чтобы земля отдавала по полной мере и чтобы была положительная экономика. Не зря говорят, что деньги счет любят.
Иван Иванович их считает, да еще как, но когда они идут на заведомо выигрышное дело, то тут он не скупится. Вот он в Интернете вычитал, что в лучшем семеноводческом хозяйстве Ленинградской области посадочный материал новых суперурожайных сортов картофеля продают. И не по 20 рублей за килограмм, а по 15 рублей за клубень(!). Почесал-почесал Иван Гелетей затылок, подсчитывая, в какую кругленькую сумму обойдется ему материал, и решил все-таки приобрести. И не прогадал.
Картофельные плантации Ивана Ивановича — это не просто поля, на которых фермер выращивает «второй хлеб», а скорее, опытные, экспериментальные участки. Где еще в нашей области есть такое хозяйство, чтобы одновременно выращивать 13 сортов картофеля?
— Я не могу работать по старинке, когда из района мне скажут: проверено, давайте сажайте те или иные сорта. Надо самому быть в поиске, экспериментировать. Кого-то, может, устраивают сорта картофеля, дающие 250 центнеров клубней с гектара, но у меня планы гораздо выше. Сорт, который родит меньше 300 центнеров, не находит прописки на моих полях. Но это было до нынешнего года. На следующий планка будет поднята еще выше — до 400 центнеров картофеля с гектара.
Как потом признался фермер, такой рубеж ставится всего на несколько лет, а дальше должен быть еще значительный рост урожайности. При этом он сослался на голландцев и датчан, которые собирают по 600—700 центнеров картофеля с гектара и считают это обычным делом.
— Для того чтобы понять, откуда у датского или голландского фермера берется такой урожай, надо изучить те технологии выращивания картофеля, которые ими применяются, — говорит земледелец. — Рассказывать обо всем, что они делают, начиная с подбора семян и заканчивая условиями хранения, не стану, так как это заняло бы много времени, а лишь остановлюсь на одном конкретном факте: в специальной литературе указывается, что фермеры Западной Европы менее 12—14 междурядных обработок на посадках картофеля не делают. Вот вам и одна из составляющих высокого урожая. Мы этому пока учимся. В текущем году сделали пять обработок, а многие хозяйства обходятся одной-двумя. Почему? Накладно.
Иван Гелетей заметил, что для него важнее всего получать продукцию высокого качества, имеющую хороший товарный вид, чтобы человек, купивший ее сегодня, завтра вновь пришел ее приобрести и другим советовал бы купить. Следуя этому принципу, фермер себе сделал такую рекламу, что к нему за картофелем, морковкой, свеклой, капустой едут не только из ближайших районов, но даже из соседних областей.

Дом на три семьи

Мы долго разговаривали с Иваном Ивановичем о работе, его планах. И чем дольше я его слушал, тем больше восхищался этим энергичным, любящим нелегкий крестьянский труд человеком, который знает свое дело. Вот, например, для того чтобы ускорить уборку картофеля и снизить затраты на его производство, он купил импортный комбайн, выложив за него более трех миллионов рублей. Обзавелся Иван Гелетей и прекрасным сортировальным пунктом, что тоже позволило до минимума сократить ручной труд. Есть хорошие хранилища для картофеля и овощей, а в Боровичах имеется несколько торговых точек, в которых всегда продается свежая продукция.
— Иван Иванович, а что это мы все о работе да о работе... Наверное, не только ею живете?
— Это так. У нас с Галиной Юрьевной прекрасная семья, и притом не маленькая. У меня чудесная жена, я благодарю Бога, что он ее мне послал. Она в нашем фермерском хозяйстве и экономист, и бухгалтер, и начальник отдела кадров, так как у нас постоянно работают 20 человек. И ко всему этому на Галине Юрьевне дом держится.
В том, что это так, я вскоре убедился. Сколько порой приходится слышать нелестных слов свекровей в отношении невесток: то одно не умеют делать, то другое, ко всему еще и лежебоки, ложку за собой не хотят помыть. А тут под одной крышей живут две невестки, да еще и с маленькими детьми.
— Вас, наверное, интересует, ладим ли мы? — обращается ко мне Галина Юрьевна. — Невестки Алена и Оксана для меня как родные дочери, мамой меня зовут. Мы их с мужем любим, как любим своих сынов, но особенно нам дороги наши внуки — Ульянка и Глебушка. Они такие славненькие — на меня и на деда как две капли воды похожи. Всё к нам тянутся.
— А как вас столько помещается под одной крышей? За стол, небось, всем одновременно не сесть?
— Всем места хватает. На первом этаже дома три комнаты. Кухня, веранда и еще четыре комнаты на втором этаже. За большой стол помещаются не только наши три семьи, но еще приходит пообедать или поужинать дочь Елена с мужем. Они живут в отдельной квартире в Волоке.
Сыновья у Галины Юрьевны и Ивана Ивановича работящие — в родителей. Получив хорошие специальности, они в городе не остались, а выбрали трудовую стезю в фермерском хозяйстве Гелетея: прекрасно разбираются в машинах, пашут, выращивают урожай. В общем, всё, как подобает истинным крестьянам.
— Если не секрет, о чем вы мечтаете? — спрашиваю Ивана Ивановича.
— Какой может быть секрет — наверное, все родители хотят, чтобы дети жили счастливо и были рядом. Так и мы с Галиной Юрьевной. Вот при помощи федеральной целевой программы стройку затеяли для дочери — к концу года дом в два этажа со всеми удобствами будет готов. Потом, опять же благодаря помощи этой программы, по очереди будем строить дом сыну Ивану, затем очередь дойдет до младшего Александра. Будем возводить жилье и для рабочих. А почему бы и нет, государство вон какую поддержку в этом оказывает. Так что нашей деревне — жить и развиваться.
— Ваше хозяйство крепко стоит на ногах, одной техники на десятки миллионов, в доме достаток, на иномарках ездите. Наверное, не за год-два все это нажито?
— Наше фермерское хозяйство создано 18 лет назад. Начало было очень тяжелым: мы по 24 часа в сутки вкалывали, все вручную приходилось делать. Но духом не падали и не жалели, что подались на вольные хлеба.

Боровичский район
 
Василий ПИЛЯВСКИЙ