Среда, 17 июля 2024

Редакция

Процесс разрядки

Водка стала единственным продуктом, потребление которого заметно увеличилось в период кризиса
В соответствии с данными исследовательского агентства Nielsen, россияне острее, чем потребители других стран, отреагировали на кризис. Около 80% жителей страны экономят на покупке повседневных продуктов питания. С декабря 2008 года по июль 2009 года значительно сократилось потребление большинства категорий продуктов питания и напитков в упаковках. Пострадали также продажи кулинарии, сухариков, чипсов и других соленых снеков. Ранее агентство отмечало, что около 40% россиянок сократили в кризис покупки новой одежды.
Однако отмеченное стремление россиян к экономии соседствует, по данным Nielsen, и с другой тенденцией — улучшением настроения российских потребителей. После затяжного падения с ноября 2008 года и плоской динамики в марте— июне к сентябрю индекс потребительской уверенности жителей РФ слегка вырос. Каждый второй россиянин, согласно опросу Nielsen, оценивает свое финансовое положение как хорошее или отличное, треть считает ближайший год удачным периодом для покупок.
Единственная статья личных расходов, которую не затронул кризис, — покупка крепких алкогольных напитков. Россияне не жалеют средств на водку, отмечают эксперты Nielsen. По их данным, розничные продажи водки и крепких настоек в натуральном выражении выросли на 5%. Такой рост, по мнению аналитиков Nielsen, напрямую связан с отказом россиян от походов в рестораны.
Другие эксперты объясняют увеличение продаж алкогольных напитков ростом психологической нагрузки в период кризиса. «Экономический кризис привел к увеличению потребления алкоголя, причем не только в России, но и во всем мире. Это связано, в частности, и с необходимостью психологической разрядки», — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Главные последствия кризиса, по его словам, — это снижение потребления слабоалкогольных напитков и коктейлей, а также увеличение продаж крепких и не самых дорогих напитков. Кроме того, сократились продажи алкоголя в секторе HoReCa — отели, рестораны, кафе.

 P.S. Большая доля оптимистических оценок, возможно, объясняется особенностями аудитории Nielsen. В России участники исследования представлены регулярными пользователями сети Интернет. Учитывая, что степень проникновения Интернета в России составляет около 20%, результаты опроса смещены в сторону более образованной и обеспеченной аудитории.

Геннадий РЯВКИН