ОАО «Российские железные дороги» намерено реализовать проект альтернативной железнодорожной магистрали «Москва — Петербург». По территории Новгородской области пройдёт треть пути, две других — пролягут по Ленинградскому, Московскому и Тверскому регионам.
На общественных слушаниях по оценке влияния на окружающую среду (ОВОС), назначенных на 29 сентября, новгородцам будет предложено обсудить вариант трассировки под названием «Западный». Как сообщил Геннадий БАЛАБАНОВ, директор по инженерной подготовке производства ОАО «Скоростные магистрали», в апреле нынешнего года научно-технический совет РЖД принял этот вариант как наиболее эффективный.
— То, что в материалах ОВОС идет сравнение «Новгородского» и «Западного» вариантов трассы, — требование для обоснования инвестиций, — поясняет он. – Могу сказать, что «Западный» уже согласован со всеми районами Новгородской области.
Слушания по ОВОС — первые и последние. Следующей стадией обсуждения станет собственно проект со всеми подробностями. В соответствии с транспортной стратегией РФ строительство ВСМ должно стартовать в 2011 году.
Вчера
История ВСМ началась в 1988 году с одобрения Советом министров СССР государственной научно-технической программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». Магистраль должна была соединить Ленинград, Москву, далее Харьков и Крым или Кавказ. Уже в 1990 году начались технико-экономические исследования, полевые работы, согласование вариантов трассы с землепользователями и землевладельцами.
Далее последовали указы президента РСФСР № 120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали С.-Петербург — Москва» и № 786 «О строительстве высокоскоростной пассажирской железно- дорожной магистрали С.-Петербург — Москва и организации производства электроподвижного состава». В 1993 году выходит приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об изъятии и предоставлении в постоянное пользование земель под строительство и эксплуатацию пассажирской железнодорожной магистрали С.-Петербург — Москва». По данным Федерального фонда имущества, РАО «ВСМ» принадлежит право бессрочной аренды участков в Новгородской области (2,2 тыс. га), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (911 га), Московской области (36,2 га).
— Мы объехали всю территорию, предназначенную к изъятию, провели сходы граждан и везде получили согласие, — вспоминает Сергей РЫМАРЬ, в те годы — главный специалист представительства РАО «ВСМ» в Новгородской области. — И даже сейчас я могу утверждать, что протесты экологов по поводу угрозы Валдайскому национальному парку были необоснованны.
Тем не менее, как пишет академик Алексей Яблоков, возглавлявший экспертную комиссию государственной экологической экспертизы ТЭО строительства ВСМ, член- корреспондент РАН, претензий к ТЭО было так много, что одобрения ученых оно не получило.
А в 1998 году Борис Ельцин отменил указ № 120, и почти все пункты указа № 786, констатировав, что строительство ВСМ более не рассматривается как важная задача. Затем наступил дефолт. В 2007 году контрольный пакет акций РАО «ВСМ», находившийся у правительства РФ, передан в собственность РЖД.
Сегодня
Исследования возобновились два года назад. В новом ТЭО, представленном ЗАО «Экопроект», учтены ошибки предыдущего. Например, просчитаны выплаты за ущерб. В частности, степень воздействия на растительный мир для «Новгородского» варианта (затрагивающего территорию Валдайского национального парка) оценивается почти в 3 млрд. рублей, для «Западного» — 532 млн. рублей в год, то есть разница 1:5,5. Величина компенсации за ущерб животному миру составит 178 957, 6 тыс. рублей по «Западному» варианту прохождения трассы и 295 182, 4 тыс. рублей по «Новгородскому».
Впрочем, расчеты варианта «Новгородский» вообще сводятся на нет – ведь строительство трассы на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) противоречит законодательству РФ. По «Западной» трассе пересечений с ООПТ нет.
— Материалы, подготовленные к публичным слушаниям, касаются лишь экологической составляющей, но не дают информации для понимания самого проекта: сколько он стоит, какие доходы будет приносить, каковы расчетные показатели пассажиропотока и стоимости билета, какова его окупаемость, из каких источников будет финан-ироваться, — говорит Анна ЧЕРЕПАНОВА, председатель общественной организации «Собрание коренных новгородцев». — И, наконец, самое главное: как и зачем государство будет участвовать в строительстве ВСМ?
Частично ответы на эти вопросы содержатся в материалах, ранее опубликованных в СМИ. Так, по данным «Коммерсанта», стоимость проекта — 5—6 млрд. долларов, срок окупаемости — 12—20 лет. Цена билетов на поезд — от 40 до 80 долларов в зависимости от класса купе.
— Мое мнение однозначно: этот проект должен был реализоваться еще десять лет назад. И я рад, что сейчас к нему возвращаются. Он чрезвычайно полезен для Новгородской области и даст ей большой толчок к развитию, — уверен Сергей Рымарь.
— То, что в материалах ОВОС идет сравнение «Новгородского» и «Западного» вариантов трассы, — требование для обоснования инвестиций, — поясняет он. – Могу сказать, что «Западный» уже согласован со всеми районами Новгородской области.
Слушания по ОВОС — первые и последние. Следующей стадией обсуждения станет собственно проект со всеми подробностями. В соответствии с транспортной стратегией РФ строительство ВСМ должно стартовать в 2011 году.
Вчера
История ВСМ началась в 1988 году с одобрения Советом министров СССР государственной научно-технической программы «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». Магистраль должна была соединить Ленинград, Москву, далее Харьков и Крым или Кавказ. Уже в 1990 году начались технико-экономические исследования, полевые работы, согласование вариантов трассы с землепользователями и землевладельцами.
Далее последовали указы президента РСФСР № 120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали С.-Петербург — Москва» и № 786 «О строительстве высокоскоростной пассажирской железно- дорожной магистрали С.-Петербург — Москва и организации производства электроподвижного состава». В 1993 году выходит приказ Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству «Об изъятии и предоставлении в постоянное пользование земель под строительство и эксплуатацию пассажирской железнодорожной магистрали С.-Петербург — Москва». По данным Федерального фонда имущества, РАО «ВСМ» принадлежит право бессрочной аренды участков в Новгородской области (2,2 тыс. га), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (911 га), Московской области (36,2 га).
— Мы объехали всю территорию, предназначенную к изъятию, провели сходы граждан и везде получили согласие, — вспоминает Сергей РЫМАРЬ, в те годы — главный специалист представительства РАО «ВСМ» в Новгородской области. — И даже сейчас я могу утверждать, что протесты экологов по поводу угрозы Валдайскому национальному парку были необоснованны.
Тем не менее, как пишет академик Алексей Яблоков, возглавлявший экспертную комиссию государственной экологической экспертизы ТЭО строительства ВСМ, член- корреспондент РАН, претензий к ТЭО было так много, что одобрения ученых оно не получило.
А в 1998 году Борис Ельцин отменил указ № 120, и почти все пункты указа № 786, констатировав, что строительство ВСМ более не рассматривается как важная задача. Затем наступил дефолт. В 2007 году контрольный пакет акций РАО «ВСМ», находившийся у правительства РФ, передан в собственность РЖД.
Сегодня
Исследования возобновились два года назад. В новом ТЭО, представленном ЗАО «Экопроект», учтены ошибки предыдущего. Например, просчитаны выплаты за ущерб. В частности, степень воздействия на растительный мир для «Новгородского» варианта (затрагивающего территорию Валдайского национального парка) оценивается почти в 3 млрд. рублей, для «Западного» — 532 млн. рублей в год, то есть разница 1:5,5. Величина компенсации за ущерб животному миру составит 178 957, 6 тыс. рублей по «Западному» варианту прохождения трассы и 295 182, 4 тыс. рублей по «Новгородскому».
Впрочем, расчеты варианта «Новгородский» вообще сводятся на нет – ведь строительство трассы на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) противоречит законодательству РФ. По «Западной» трассе пересечений с ООПТ нет.
— Материалы, подготовленные к публичным слушаниям, касаются лишь экологической составляющей, но не дают информации для понимания самого проекта: сколько он стоит, какие доходы будет приносить, каковы расчетные показатели пассажиропотока и стоимости билета, какова его окупаемость, из каких источников будет финан-ироваться, — говорит Анна ЧЕРЕПАНОВА, председатель общественной организации «Собрание коренных новгородцев». — И, наконец, самое главное: как и зачем государство будет участвовать в строительстве ВСМ?
Частично ответы на эти вопросы содержатся в материалах, ранее опубликованных в СМИ. Так, по данным «Коммерсанта», стоимость проекта — 5—6 млрд. долларов, срок окупаемости — 12—20 лет. Цена билетов на поезд — от 40 до 80 долларов в зависимости от класса купе.
— Мое мнение однозначно: этот проект должен был реализоваться еще десять лет назад. И я рад, что сейчас к нему возвращаются. Он чрезвычайно полезен для Новгородской области и даст ей большой толчок к развитию, — уверен Сергей Рымарь.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА