Среда, 17 июля 2024

Редакция

Обходить стороной

Согласно первоначальному плану, железнодорожная магистраль должна была пройти по территории Валдайского национального парка. Это вызвало сильный общественный протест. О том, как удалось решить проблему, рассказывает директор парка Виктор СОКОЛОВ.
— Представители национального парка никогда не были против строительства высокоскоростной магистрали. Потребность строительства современной системы сообщения между двумя столицами действительно существует. Камнем преткновения в этом вопросе стала часть трассы по территории, которая относится к особо охраняемым природным зонам. Все последствия такого строительства даже сложно спрогнозировать. Оно нарушило бы миграцию животных, перекрыло проходящий через территорию парка водораздел, причинило бы ущерб растительности.
— Как же развивалась ситуация и какое решение было принято в итоге?
— В мае прошлого года в областной администрации состоялось совещание, на котором присутствовали представители РЖД. В то время еще обсуждался «Новгородский» вариант прохождения трассы, при котором она затрагивала Валдайский, Крестецкий, Новгородский и Чудовский районы. Когда встал вопрос о строительстве ВСМ на территории Валдайского национального парка, я обратил внимание собравшихся на то, что законодательство не допускает подобного воздействия на особо охраняемые природные территории. В дальнейшем это было учтено. Разработчики проекта приняли обдуманное, грамотное решение: провести дорогу в обход национального парка, с северной его стороны. С момента того совещания никаких переговоров с нами не было. Изыскательских работ на территории парка также не велось.
— Намерены ли вы в дальнейшем как-то контролировать строительство магистрали?
— Мы будем принимать непосредственное участие в общественных слушаниях по проекту строительства железной дороги, которые состоятся в конце сентября, а также в проектировании того участка трассы, который пройдет вблизи национального парка.
— Насколько безопасен для окружающей среды нынешний вариант размещения трассы?
— Я думаю, нынешний вариант строительства не причинит нашему парку особого вреда. При проектировании будут учитываться миграции животных, рекомендации по сохранению водного баланса. Кроме того, национальный парк получит определенную выгоду: проект магистрали предусматривает стоянку с северной стороны заповедника. Это значит, что парк станет доступнее для туристов, и нас посетит больше гостей. Что же касается других районов, там трасса в основном будет проходить через нетронутые, необжитые места. Само собой, в период строительства определенного ущерба для экологии избежать не удастся, но я думаю, что у разработчиков есть все возможности, чтобы свести его к минимуму.
 
Ольга ЛИХАНОВА