Планы по восстановлению судоходства, впервые озвученные в 2008 году, обретают конкретные черты. Власти Новгородской области хотят знать, каким будет спрос на пассажирские и грузовые перевозки по воде
Администрация Новгородской области объявила конкурс на исследование перспектив водных перевозок. Стоимость проекта — 1 млн. рублей. В 2009 году, по данным статистики, в общих грузоперевозках наблюдается тенденция к небольшому росту и стабилизации, при этом основной объем грузов, по понятным причинам, перевозится железнодорожным и автомобильным транспортом.
Нынешней весной Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций разработал концепцию, где предусмотрел три варианта развития водного транспорта в Новгородской области.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение тенденций развития перевозок минерально-строительных материалов до 1500 тыс. т, а также экскурсионно-прогулочных линий и реконструкцию пассажирских причалов в черте Новгорода без изменения существующих условий судоходства.
При реализации динамичного сценария объем перевозок грузов Новгородским портом может быть увеличен до 2600 тыс. т за счет роста добычи стройматериалов, перевозок 300 тыс. т щебня с карьеров Ладожского озера и лесных грузов на экспорт в таком же объеме. Рассматривается также потенциал туристических перевозок и открытие новых транспортных линий.
«Однако для этого необходимо обеспечить гарантированные глубины в Волхове до 2,2 м и наладить освещение по всей линии судоходства», — говорится в концепции. Также придется купить либо арендовать пассажирский флот с малой осадкой, в том числе скоростной, и построить причалы в черте областного центра и в Старой Руссе.
Инновационный сценарий предполагает увеличение объемов перевозок водным транспортом до 4900 тыс. т. Для сравнения: в 2008 году объем перевезенных Новгородским портом строительных грузов был в четыре раза меньше.
Довольно смелый вывод петербургских ученых о создании перегрузочного комплекса как единого логистического узла, связывающего все виды транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного, уже высказывал на страницах «НВ» Виктор ПЕТРОВ, генеральный директор ОАО «Новгородский порт». По его словам, «удобным участком для размещения такого комплекса может быть берег Волхова от поселка Кречевицы до деревни Котовицы Новгородского района. Там проходят трасса Москва — Петербург, мост через Волхов, железнодорожная ветка, куда примыкают подъездные пути с «Акрона». Будет возможность использовать и аэропорт».
Для осуществления такого сценария необходимо строительство мелкотоннажного грузового и пассажирского флотов, в том числе скоростного, при обеспечении гарантированных глубин до 2,4 м. Но есть и другой вариант инновационного развития.
Как ранее заявлял губернатор Сергей МИТИН, «существует возможность возрождения водного транспорта без значительных капиталовложений. Проведенное в июне 2009 года совместное совещание с руководством «Территориальной генерирующей компании № 1» (она владеет Волховской гидроэлектростанцией. — Ред.) показало, что поддерживать необходимые габариты судового хода возможно и без проведения дноуглубительных работ, за счет регулирования… на шлюзах Волховской ГЭС. В настоящее время специалистами компании и администрации области готовятся предложения… по изменению режима работы Волховской ГЭС и, соответственно, показателей гарантированных габаритов судовых ходов».
Понятно, что любой вариант сценария будет работать лишь при платежеспособном спросе предприятий. Наряду с песком и щебнем, которые составляют основу нынешних грузоперевозок, водным путем могут транспортироваться лес, минеральные удобрения, нефтепродукты.
Что касается туристического направления, то, как сообщили в администрации области, уже сейчас есть реальные предложения по организации пассажирских перевозок на маршруте Великий Новгород — Старая Русса судами на воздушной подушке, организации водного такси судами типа «водный трамвай» в пределах черты Великого Новгорода и Поозерья.
Разработчики концепции указали также на негативные факторы. Это конкуренция со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта; сложившиеся в регионе схемы доставки грузов; возможность снижения объемов перевозки в условиях глобального финансового кризиса, а также необходимость осуществления крупных инвестиционных проектов.
Нынешней весной Санкт-Петербургский университет водных коммуникаций разработал концепцию, где предусмотрел три варианта развития водного транспорта в Новгородской области.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение тенденций развития перевозок минерально-строительных материалов до 1500 тыс. т, а также экскурсионно-прогулочных линий и реконструкцию пассажирских причалов в черте Новгорода без изменения существующих условий судоходства.
При реализации динамичного сценария объем перевозок грузов Новгородским портом может быть увеличен до 2600 тыс. т за счет роста добычи стройматериалов, перевозок 300 тыс. т щебня с карьеров Ладожского озера и лесных грузов на экспорт в таком же объеме. Рассматривается также потенциал туристических перевозок и открытие новых транспортных линий.
«Однако для этого необходимо обеспечить гарантированные глубины в Волхове до 2,2 м и наладить освещение по всей линии судоходства», — говорится в концепции. Также придется купить либо арендовать пассажирский флот с малой осадкой, в том числе скоростной, и построить причалы в черте областного центра и в Старой Руссе.
Инновационный сценарий предполагает увеличение объемов перевозок водным транспортом до 4900 тыс. т. Для сравнения: в 2008 году объем перевезенных Новгородским портом строительных грузов был в четыре раза меньше.
Довольно смелый вывод петербургских ученых о создании перегрузочного комплекса как единого логистического узла, связывающего все виды транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, авиационного, уже высказывал на страницах «НВ» Виктор ПЕТРОВ, генеральный директор ОАО «Новгородский порт». По его словам, «удобным участком для размещения такого комплекса может быть берег Волхова от поселка Кречевицы до деревни Котовицы Новгородского района. Там проходят трасса Москва — Петербург, мост через Волхов, железнодорожная ветка, куда примыкают подъездные пути с «Акрона». Будет возможность использовать и аэропорт».
Для осуществления такого сценария необходимо строительство мелкотоннажного грузового и пассажирского флотов, в том числе скоростного, при обеспечении гарантированных глубин до 2,4 м. Но есть и другой вариант инновационного развития.
Как ранее заявлял губернатор Сергей МИТИН, «существует возможность возрождения водного транспорта без значительных капиталовложений. Проведенное в июне 2009 года совместное совещание с руководством «Территориальной генерирующей компании № 1» (она владеет Волховской гидроэлектростанцией. — Ред.) показало, что поддерживать необходимые габариты судового хода возможно и без проведения дноуглубительных работ, за счет регулирования… на шлюзах Волховской ГЭС. В настоящее время специалистами компании и администрации области готовятся предложения… по изменению режима работы Волховской ГЭС и, соответственно, показателей гарантированных габаритов судовых ходов».
Понятно, что любой вариант сценария будет работать лишь при платежеспособном спросе предприятий. Наряду с песком и щебнем, которые составляют основу нынешних грузоперевозок, водным путем могут транспортироваться лес, минеральные удобрения, нефтепродукты.
Что касается туристического направления, то, как сообщили в администрации области, уже сейчас есть реальные предложения по организации пассажирских перевозок на маршруте Великий Новгород — Старая Русса судами на воздушной подушке, организации водного такси судами типа «водный трамвай» в пределах черты Великого Новгорода и Поозерья.
Разработчики концепции указали также на негативные факторы. Это конкуренция со стороны железнодорожного и автомобильного транспорта; сложившиеся в регионе схемы доставки грузов; возможность снижения объемов перевозки в условиях глобального финансового кризиса, а также необходимость осуществления крупных инвестиционных проектов.
Юлия ГЕНЕРОЗОВА